Гёбекли-Тепе: 7 ответов на вопросы, которые вы хотели бы знать о древнейшем храмовом комплексе в мире
138
просмотров
Каменные столбы в два-три человеческих роста, покрытые таинственными рельефами, составленные кругами и спрятанные внутри холма... Святилищам из Гёбекли-Тепе, что в 12 километрах от города Шанлыурфы на юго-востоке Турции, более 11 000 лет. С 2018 года объект внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Загадки этого места, ключевого для истории человечества, привлекают ученых и туристов из разных стран. Отвечаем на 7 главных вопросов о древнейшем храмовом комплексе в мире.

Правда ли, что это древнейшие архитектурные сооружения в мире?

Правда ли, что это древнейшие архитектурные сооружения в мире?

Из исследованных на сегодняшний день каменных построек — похоже, что да. Самые старые известняковые стелы из холма Гёбекли-Тепе были вырублены, обтесаны и поставлены там около 9600 года до н. э. Они относятся к ранней стадии докерамического неолита. Конечно, это не первая попытка человечества что-нибудь построить — ученым известно много остатков гораздо более древних жилищ эпохи палеолита: из костей мамонта, из дерева. Но другие сохранившиеся каменные конструкции — португальский кромлех Альмендреш, комплексы с Мальты, знаменитый британский Стоунхендж — младше памятника Гёбекли-Тепе на несколько тысячелетий. Так что, пока не нашли ничего древнее, это — условная точка отсчета монументальной архитектуры. Кстати, по данным геолокации, рядом с этими сооружениями под землей скрыто более десятка подобных им. Раскопки продолжаются.

Как нашли этот памятник?

Как нашли этот памятник?

Первые археологические находки на Гёбекли-Тепе — кремневые орудия — были обнаружены еще в 1960-х. Американский археолог Питер Бенедикт в те годы упомянул холм в статье как место, где может быть поселение каменного века. И только в 1994-м Гёбекли-Тепе исследовал сотрудник Германского археологического института Клаус Шмидт, который и открыл памятник для науки. То, что местный крестьянин считал валунами, мешавшими обрабатывать землю, оказалось верхушками гигантских Т-образных стел. С 1995 года Шмидт при поддержке института начал раскопки перспективного памятника, который вскоре стал научной сенсацией.

Для чего возвели эти постройки?

Для чего возвели эти постройки?

Это культовые сооружения. Возможно, у структур, составленных из мегалитов, была крыша — такая версия тоже есть, — но нет признаков того, что их использовали как жилые помещения. Люди приходили сюда со всей округи радиусом километров 200 — сначала строить, а потом ради неких ритуалов, в частности — для совместных пиршеств. Кому могли поклоняться в этих каменных кругах? По мнению археологов, святилища Гёбекли-Тепе связаны с культом мертвых. В рельефах на этих камнях повторяются мотивы змей — существ, ассоциировавшихся у древних племен с подземным миром. Найдено несколько скульптур животных, держащих в лапах круглый предмет, который похож на человеческую голову. А на стеле номер 43 такой предмет изображен рядом с большой птицей — скорее всего, грифом. Там же, ниже, выбито и обезглавленное человеческое тело. Ученые проводят аналогии с обычаем зороастрийцев, когда тело умершего выставляли на солнце и птицы-падальщики очищали кости от мягких тканей. Возможно, древние люди поступали так же. Кроме того, в неолитических поселениях Передней Азии замечен обычай хранить человеческие головы как культовые предметы в специальном месте, покрывать их краской или глиной. Несколько лет назад в Гёбекли-Тепе тоже обнаружили фрагменты черепов, на некоторых были следы краски, прорезанные борозды и отверстия. Культ черепов, в чем бы он ни заключался, существовал и там, уверена антрополог Юлия Грески из Германского археологического института.

Как древним людям удалось построить такие грандиозные сооружения?

Как древним людям удалось построить такие грандиозные сооружения?

то один из самых поразительных моментов. Святилища Гёбекли-Тепе начали сооружать охотники и собиратели доземледельческой эпохи, жившие группами по 30–40 человек. Тогда еще не существовало ни земледельческих поселений со сложной социальной структурой, ни тяглового скота, человечество не знало металлических орудий и колеса. Люди вырубали столбы каменными орудиями в окрестных скалах, а потом вручную перетаскивали на намеченное место и устанавливали там. Клаус Шмидт в книге «Они строили первые храмы» приводил для сравнения данные норвежского исследователя Тура Хейердала об эксперименте с каменными идолами острова Пасхи: чтобы переместить 12-тонное изваяние с помощью веревок и деревянных полозьев, потребовалось 180 человек. Самые крупные из мегалитов Гёбекли-Тепе — более пяти метров высотой и весом до 15 тонн. Для строительства святилищ требовались не только внушительные людские ресурсы, но и планирование, руководство, сложная организация труда. Кроме того, работников надо было снабжать всем необходимым, пока они были заняты строительством и не могли добывать себе пропитание. Профессор Шмидт выдвигал гипотезу, что сооружение такого грандиозного объекта могло быть связано с переходом охотников-собирателей к принципиально новому образу жизни оседлых земледельцев — и даже ему поспособствовать. При этом в 30 километрах от Гёбекли-Тепе, в окрестностях горы Караджадаг, ученые обнаружили, возможно, самый ранний очаг одомашнивания пшеницы-однозернянки — одного из первых злаков, которые стало выращивать человечество. Группа исследователей под руководством профессора Манфреда Хёйна из Норвежского университета естественных наук сравнивала ДНК растений и «вычислила» самого вероятного дикого предка окультуренной однозернянки; в тех же местах нашли первые свидетельства ее одомашнивания.

Что означают рельефы, которых так много на стелах Гёбекли-Тепе?

Что означают рельефы, которых так много на стелах Гёбекли-Тепе?

На стелах Гёбекли-Тепе вырезаны изображения диких зверей, птиц, рептилий, и исследователи пытаются увидеть в этом систему. Лисы и другие хищники в некоторых случаях показаны атакующими или изготовившимися к броску. Возможно, это отвращающие зло символы, предназначенные для защиты святилища. Парнокопытных, типичную добычу, могли изображать ради охотничьих ритуалов. Далее, в сооружениях преобладают рельефы с разными животными: в секции A — со змеями, в B — с лисицами, в C — с кабанами, а в D — сравнительно много изображений птиц. Есть версия, что это могли быть племенные тотемы, мифические предки рода. С другой стороны, животные могли «отвечать» за разные области жизни и мировоззрения древних людей. Еще сложнее рассуждать о значении абстрактных символов, которые тоже встречаются на стелах Гёбекли-Тепе. Профессор Шмидт отмечал, что некоторые из них присутствуют на находках в неолитических поселениях региона. Эти символы понимали на довольно большой территории.

Почему у мегалитов Гёбекли-Тепе такая странная форма?

Почему у мегалитов Гёбекли-Тепе такая странная форма?

Известняковые глыбы по форме напоминают букву «Т». По некоторым из них видно, что это стилизованные изображения людей: четко обозначен пояс, а диагональные линии похожи на полусогнутые в локтях руки, которые заканчиваются кистями. Спереди угадывается даже набедренная повязка из шкуры животного. Навершия — это «головы». Похожие Т-образные каменные столбы с теми же анатомическими признаками встречаются в других, более поздних неолитических памятниках региона. Кто это — люди, духи предков, божества, — мы можем лишь предполагать. Создатели мегалитов, жившие за шесть тысячелетий до появления письменности, не оставили объяснений.

Почему древние люди «законсервировали» комплекс навсегда?

Почему древние люди «законсервировали» комплекс навсегда?

К началу 8-го тысячелетия до н. э. святилища Гёбекли-Тепе были аккуратно заложены камнями и засыпаны землей. Клаус Шмидт отмечал, что это совпало с переходом жителей региона к новому образу жизни — оседлых земледельцев и скотоводов. Согласно его гипотезе, у них были уже другие приоритеты, и потомки строителей святилищ Гёбекли-Тепе таким образом почтительно попрощались со старыми охотничьими богами и покинули их.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится