Людвиг II Баварский был известен своей беззаветной любовью к красоте. Он в равной степени был способен оценить и симфони, и чистоту человеческой души, и величие природы, и дворцовую роскошь. На острове Херрен он задумал создать квинтэссенцию чистой красоты –дворец на фоне романтической природы, где король мог бы предаваться созерцанию и размышлениям в одиночестве.
Кроме того, к королю поступали жалобы от жителей острова. Людей возмущало, что остров Херрен был выкуплен лесопромышленной компанией, планировавшей вырубку леса. А лес был прекрасен. Людвиг, не раздумывая, выкупил остров и тем самым спас этот идиллический уголок. Правда, самому ему Херрен не особенно нравился – король предпочитал горы. Но равнинный ландшафт позволял строить с размахом…
Проекты Людвига сильно отличались от архитектуры XIX века, хотя были точно так же эклектичны и опирались на исторические образцы. Херренкимзее построен в духе Версаля – но это был личный Версаль. Короля восхищал Людовик XIV, Король-солнце – и его тезка. Людвиг несколько раз посещал Версаль, чтобы досконально изучить его, и регулярно наведывался на место строительства и следил за стилистическим соответствием. Новому замку предстояло стать своего рода храмом, местом поклонения французскому королю. Архитекторы – Георг фон Дольман и Юлиус Хофман – изо всех сил старались не разочаровывать августейшего заказчика.
Однако, в отличие от реального Версаля, Херренкимзее должен был стать революционно комфортным – лифты, санузлы, отопление и водопровод с горячей водой. На территории Херренкимзее есть даже бассейн, достаточно глубокий. Стены раздевалки и купален украшены образами древнегреческих божеств, связанных с водой.
В главных залах и официальных апартаментах Херренкимзее доминирует классицизирующее барокко – помпезный стиль, где зеркала, золоченая древесина, мрамор и хрусталь подвержены причудливой, сложной пластике. Однако в камерных пространствах, в личных покоях Людвига, предпочтение отдано изысканному барокко – рокайльные орнаменты, галантные сценки, сложные оттенки.
Повсюду, буквально повсюду рассеяны намеки и упоминания о короле Людовике- лилии Бурбонов на портьерах, лестница, копирующая Лестницу Посланников в Версале, голубые оттенки – любимый цвет короля-солнце… И, конечно же, его портреты! А вот образов Людвига, как ни странно, там нет. В отличие от своих кумиров, сам он не любил оставлять «след» таким образом.
С легендарным французским королем соседствуют боги, богини и нимфы, резвящиеся на живописных полотнах, предающиеся любовным утехам на шпалерах и балдахинах, безмолвно взирающие на гостей из глубоких ниш.
Однако Херренкимзее – не «подделка под Версаль». Он задумывался гораздо более роскошным в то же время современным. В нем есть и необычные для того времени нововведения. Например, мобильный обеденный стол, который сервировался на первом этаже и с помощью лифта поднимался в покои Людовика, предпочитавшего трапезы в одиночестве.
В одном из залов расположены Астрономические часы с изображениями небесных тел и астрологических образов – они изготовлены по специальному заказу мюнхенским часовщиком Карлом Швейтцером. Строители создали современные стеклянные кровли, позволяющие качественно осветить помещения. Людвиг любил холодные и несколько мистические оттенки, поэтому его спальня освещается необычными сферическими лампами с холодным светом.
Внутреннее убранство залов и личных покоев – дело рук множества рабочих мастерских и мануфактур по всей Европе. Французские краснодеревщики создавали копии версальской мебели. Мануфактуры Мейсена и Севра по особому заказу изготовили каминные вазы и сервизы, украшенные аллегорическими миниатюрами. Хрустальные люстры прибыли из Вены. Но большую часть отделки выполнили все же баварские мастера.
Замки Людвига связаны и с образами птиц. В Херренкимзее тоже есть свой пернатый хранитель – в вестибюле, ведущем в парк, обитает бронзовый павлин, покрытый голубой эмалью. Он символизирует как династию Бурбонов, так и роскошь как таковую.
Возле замка – роскошный парк, спроектированный Карлом фон Эффнером по образцу версальских регулярных парков. Липовые аллеи, цветочные клумбы, похожие на узорчатые ковры, аккуратные гравированные дорожки и великолепные фонтаны с фигурами античных богинь, таящиеся среди живых изгородей. Самый прекрасный фонтан – «Источник Латоны». Согласно Овидию, богиня Латона, мать Аполлона и Дианы, будучи в изгнании, желала утолить жажду в озере. Но крестьяне, завидев одинокую женщину с детьми, решили прогнать ее. За это Латона превратила их в лягушек – некогда позолоченные, их фигурки украшают фонтан.
Херренкимзее, невероятно дорогостоящий, стал последней безумной (и прекрасной!) идеей Людвига. Король не успел насладиться результатом. Он пробыл там всего несколько дней, контролируя строительство – в эти дни множество люстр и канделябров зеркального зала зажигались, многократно отражаясь и создавая фантастическую атмосферу. Фонтаны были включены, горели прожектора, и Людвиг остался доволен.
Но с политической и экономической точки зрения дела в Баварии шли все хуже, король все чаще скрывался в своих уединенных горных резиденциях – министрам вечно приходилось его разыскивать! Вскоре король был признан сумасшедшим, лишен дееспособности и погиб при загадочных обстоятельствах. Строительство Херренкимзее так и не было завершено, из семидесяти спроектированных помещений было отделано всего двадцать, но даже это просто потрясало воображение. Спустя два года после смерти Людвига, «Баварский Версаль» был открыт для публики. Сегодня он остается местом паломничества для туристов, а неподалеку открыт музей «сказочного короля».