А все потому, что 14 гигантских башен, входящих в храмовый ансамбль, украшены разрисованными яркими красками скульптурами, численность которых превышает 33 тысячи.
Издревле Индия славится удивительной красоты природными ландшафтами, богатой историей, культурой и традициями, уходящими к истокам первых цивилизаций. На ее территории сохранилось немало прекрасных архитектурных сооружений, которые пополнили мировую сокровищницу, но среди всего многообразия древний индуистский храмовый комплекс, посвященный причудливой богине Минакши выделяется невероятным буйством красок (Madurai Meenakshi Temple). Учитывая пристрастие индусов к ярким краскам, неудивительно, что такое чудо архитектуры появилось именно здесь, точнее сказать в древнем городе Мадурай, расположенном на юге страны.
Интересный факт: Довольно редкий случай, когда в Индии строились храмы в честь богинь. Но Минакши, земное воплощение одной из жен бога Шивы, удостоилась такой чести даже несмотря на весьма специфическую внешность. Частично она отражена в ее имени – Минакши, что в переводе означает «Рыбоглазая», при этом ее тело пахло рыбой и было разноцветным (правая сторона – малинового цвета, а левая — черноватого), плюс ко всему у девочки было три груди. Странный внешний вид тревожил ее отца – царя Малаядхваджи, нашедшего ее на берегу моря (они с женой вымолили ребенка). Царь, как и следовало, обратился к мудрецам за объяснениями. Вот они-то и предрекли ее будущую славу, как непобедимой воительницы и супруги верховного бога, утверждая, что третья грудь исчезнет, когда девушка выйдет замуж. Так и произошло, в день свадьбы, которая длилась целых 10 дней, девушка обрела обычный вид.
Кстати сказать, Шива перед Минакши (считается земным воплощением богини Парвати) предстал в образе красавца Сундарешвар, долгое время он вместе с супругой правил Мадураем в обличии смертного, а затем вознеся в своей царство – на вершину Процветания. А их божественный союз с тех самых пор считается «самым большим событием на Земле».
Согласно легенде, сразу после бурной свадьбы и началось строительство храма в честь новой богини. Некоторые источники утверждают, что это произошло в VII веке. Хотя имеются и другие подтверждения, что первые сооружения храма начали возводить не позднее III века до н.э. Как бы там ни было на 6 гектарах в разное время было возведено 14 небывалой красоты башен 50-метровой высоты, могущественная стена и множество строений внутри храмового комплекса.
Самым первым святилищем является восточная башня-гопура, в том виде, который мы можем видеть ее сейчас (частично) она появилась в 1216-1238 гг. Затем по приказу короля Маравармана Сундара Пандьяна были построены скульптурные башни-павильоны (виманы), в которых находятся главные святыни храма связанные с богиней Минакши, Шивой и их сыном Ганешем (добродушный бог мудрости и благополучия с головой слона и одним бивнем, рук может быть от 4 до 32, зависит от образа). Не только внутреннее пространство было украшено скульптурами и величественными колоннами. Фасад пирамидальной формы башен является настоящим произведением искусства, ведь мало найдется на планете архитектурных сооружений, столь щедро украшенных изваяниями многоликих божеств, демонов и мифических животных.
Стоит отметить, что первый храм не сохранился, поскольку в XIV веке эти земли привлекли мусульманских захватчиков, которые разрушали все на своем пути. Особенно пострадали святилища и храмы, распространители ислама очень нетерпимо относились к другим верам, стараясь уничтожить все религиозные святыни. Только через 250 лет, когда Индия смогла освободиться от ислама началось восстановление не только страны, но и храмовых сооружений. К 1559 году по приказу первого короля рода Наяков из племени мадураев комплекс полностью восстановили, продолжая его расстраивать.
В период правления Тирумала Найяка (с 1623 по 1659 год), например, было возведено 4 гопуры, которые стали дополнением комплекса. Вплоть до XVIII века каменные изваяния имели натуральный вид (разукрашивать их стали лишь в XX столетии), но ни одна из них не повторялась, хотя в общей сложности экстерьер и интерьер всего храмового комплекса украшают более 33 тыс. скульптур и это, не считая барельефов, изображающих фрагменты индийских сказок и легенд, исторические события и батальные сцены. Прогуливаясь террасам с нереальными божествами запросто можно изучать всю историю страны, становления индуизма и древнюю мифологию без зубрежки учебников, правда, для этого понадобится немало времени, учитывая масштаб объекта.
Конструкционные особенности: Храмовый комплекс Минакши – закрытая территория размером 258 на 223 м, попасть на которую можно с четырех сторон. Высота храма определяется по самой высокой башне (южной) и составляет 52 метра. Остальные 13 гопур имеют разную высоту и этажность. При этом 9 башен встроены в 6-метровй высоты ограду храмового комплекса, а остальные 5 гопур находятся внутри двора храма. Как и две позолоченные башни, которые называются вимана (напоминают павильоны). В них хранятся самые главные святыни Минакши. Сам же храм состоит из 2 основных святилищ – Минакши и Сундарешвары, также имеются павильоны-мандап и второстепенные святилища. Все они щедро украшены лепными фигурами многоликих богов и демонов.
Наиболее примечательными являются следующие залы:
• Ayirakkal Mandapa («Зал 1000 колонн»), в котором установлено 985 богато украшенных тысячами образов из индийской мифологии. Это главный зал, он посвящен богу Шиве, что повлияло на тематику изображений.
• Зал Minakshi Nayaka Mandapa, главной изюминкой которого является ламповая колонна. На ней установлено 1008 масляных ламп, которые зажигают в дни больших храмовых праздников.
• Kilikundu Mandapam («Зал клеток с попугаями»), в котором до середины 1980-х гг. содержались попугаи. Их использовали в качестве подношений Минакши, при этом птиц учили произносить имя богини, в честь которой и был воздвигнут храм.
• Ashta Shakti Mandapam («Павильон Восьми Богинь-Шакти»), который украшают скульптурные колонны, иллюстрирующие различные лики богини Шакти (она же Минакши и Парвати). В этом зале находятся святилища Ганеши (Валлабхи Ганапати) и Субрахманьи (он же Сканды – бог войны в индуизме). Недалеко от павильона расположены стойла для слонов и верблюдов, которые участвуют во многих праздниках.
• Tirukalyana Mandapa («Павильон божественной свадьбы»), который можно посетить во время проведения главного храмового фестиваля Chittirai Tiruvizha (свадьбы Шивы и Минакши). Ежегодно, в апреле-мае, в зале с 124 колоннами, на которых изображены сцены свадеб богов, различных праздников высшего пантеона, а также бытовые эпизоды жизни Минакши и Шивы проходят ритуальные мероприятия.
Таким красочным храмовый комплекс стал не так давно. Во второй половине прошлого века художники решили придать особой яркости каждому божеству. Каменные скульптуры, барельефы и культовые узоры расписали так, что храм превратился в феерию цвета, хотя буйство красок не всем по душе. Особенно встревожены искусствоведы, требующие восстановить прежний вид святыне, но такие мероприятия займут уйму времени и нет никакой гарантии, что удаление эмалевой краски пройдет без последствий для самих скульптур.
В пользу такого разноцветья выступают те, чей бизнес напрямую связан с туристической индустрией, ведь путешествующим очень нравится колоритная достопримечательность, которую, кстати сказать, можно посещать круглый год и 24 часа в сутки. Особенно привлекательно это для индуистов, они могут поучаствовать в духовных и религиозных обрядах, посвященных Аватару Парвати (нисхождение богов на землю) — Минакши и ее мужу Шиве. В вечернее время архитектурный ансамбль и вовсе преображается, его подсвечивают сотнями огней, которые ярко выделяют храм на фоне ночного неба (в округе нет ни одного здания выше его).