Природа и космос в жизни Ван Гога
920
просмотров
Ван Гог, природа и космос неразделимы. Каждая картина художника таит в себе сокровенный смысл. Его творения можно рассматривать и рассматривать, каждый раз открывая для себя новые черты сущности художника и всего мироздания.
Винсент Ван Гог, «Ирисы», 1889 г.

Поразительное соприкосновение земной природы и космоса присутствует в картинах голландского художника Ван Гога на протяжении всей его жизни. Каждая картина, даже самая на первый взгляд простая, скрывает особое мировосприятие этого удивительного и талантливого человека.

Короткой была жизнь Винсента Ван Гога — прожил он всего 37 лет (1853−1890). Живописью занимался десять лет, а сколько успел за это время сделать! Были периоды, когда каждый день рождалось новое полотно.

Винсент Ван Гог, «Автопортрет», 1889 г.

Ван Гог самозабвенно любил природу, он говорил:

Искусство — это человек плюс природа.

Он считал, что художник на своих картинах должен отражать богатство, величие и красоту природы. И это он умел делать! Вот как характеризует Рэй Брэдбери подсолнухи, одни из любимых цветов художника:

А на обед — брызжущие огнем подсолнухи Ван Гога на мощных стеблях; их цветение постигнет и слепец, пробежав обожженными пальцами по пламенному холсту. (рассказ «Погожий день»).

Винсент Ван Гог, «Подсолнухи», 1888 г.

Действительно, Ван Гог использовал цвета так мастерски, что его картины наполнялись объёмом, становились не только зримыми, но и осязаемыми.

Максим Велтистов, современный поэт, написал строки, пронизанные солнечным светом и величием растений, словно пришедшим с небес.

Подсолнухи Ван Гога

Цвели подсолнухи на поле,
Сверкало солнце золотое,
Ван Гог шагал с этюдником по полю,
Подсолнухов сияло море.
Они влекли его и поле,
Горело словно море золотое,
Подсолнухи шептали в поле,
И золото-волшебное, живое,
Всё превратило в жёлтый цвет,
И скорость света гения ответ,
На век осталась на холсте,
Сквозь вечность движется к тебе!

Винсент Ван Гог, «Четыре увядающих подсолнуха», 1887 г.

Жёлтый — любимый цвет Ван Гога. В письме к младшему брату Тео художник пишет:

Желтый цвет — высшая просветленность любви. Солнце и свет, по счастью, можно выразить при помощи желтого, бледного желто-зеленого, лимонного и золотого. Как прекрасен желтый цвет!

К жёлтому цвету великий художник шёл медленно, но неотвратимо.

Первые его картины выполнены в чёрных тонах. Пребывание в качестве миссионера в шахтёрском посёлке в Бельгии в Боринаже способствовало использованию чёрного цвета. Чёрно-белые портреты угольщиков как нельзя лучше отображают тяжёлую работу, нищету, болезни и мрак.

Винсент Ван Гог, «Едоки картофеля», 1885 г.

Одна из первых значимых картин Ван Гога «Едоки картофеля» также наполнена чёрным цветом, что хорошо подчёркивает бедность и достоинство простых людей.

Постепенно более яркие оттенки наполняют его картины, а в 1888 году, за два года до смерти, Ван Гог написал «Ночное кафе в Арле». На знаменитой картине художник изобразил ночное время суток, не используя при этом чистой чёрной краски.

Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе»

В 1886 году Ваг Гог переезжает в Париж к брату Тео. Здесь он начинает совершенствовать своё художественное мастерство. Время, проведённое у брата, стало самым плодотворным периодом, но его картины не воспринимались публикой.

Ван Гог покидает столицу и перебирается на юг Франции, в Арль. Обилие солнца и тепла окутывает художника жёлтым цветом. Пшеничные поля, подсолнухи на фоне яркого солнечного света наполняют Винсента восторгом перед природой, буйством жизни.

Винсент Ван Гог, «Вид Арля с ирисами», 1889 г.

В Арле появляются его знаменитые полотна с пшеничными полями и подсолнухами. Ван Гог снимает небольшой дом, он мечтает покрасить его в жёлтый цвет:

Под серо-жёлтым солнцем… вся земля жёлтая…, а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелен изнутри белым, везде солнечно… Снаружи жёлтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец-то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича.

Подсолнухи художник писал для украшения этого дома, который должен был создавать чувство радости и жажды жизни.

Оттенки жёлтого цвета неизменно присутствуют в его портретах в качестве фона. Вспомните автопортрет в серо-жёлтой шляпе.

Винсент Ван Гог, «Автопортрет в соломенной шляпе», 1887 г.

Жёлтый цвет приходит на землю с небес, освещает и согревает всё живое на ней. Туда же, в небеса устремляют взоры неординарные личности, оттуда они получают знания и вдохновение. И не важно, художник ли это, композитор, писатель, учёный — искорка вселенских знаний пронзает человека, и он творит, творит вопреки непризнанию, непониманию. Но проходят годы, и гениев начинают понимать и признавать.

Ван Гог жил на земле, но его сущность стремилась ввысь — на картинах появляются кипарисы. Они являются связующим звеном между земной жизнью и вселенской бесконечностью.

Винсент Ван Гог, «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе III», 1889 г.

Вернёмся к подсолнухам Ван Гога. Удивительное полотно «Ваза с пятнадцатью подсолнухами»: ярко-жёлтые подсолнухи на жёлтом фоне. Кажется, контраста нет, но взгляд трудно отвести от картины. Недолгая, насыщенная лишениями жизнь художника всплывает в памяти.

Детство, когда все считали его необычным и своенравным ребёнком. Юность — поиски своего места в жизни, неудавшиеся любовные увлечения, разочарования, нищета, первые картины. Зрелые годы, когда картины рождались одна за другой, когда психика художника не выдерживала темпа жизни.

Недаром специалисты полагают, что избыток чего-либо непременно порождает отклонения. Так и жёлтый цвет, несущий радость, свет, жизнь, может вызвать безумие — человек не выдерживает океана солнечного света, энергии, которая вливается в него с небес.

За несколько месяцев до смерти Ван Гог обращается к целительному зелёному цвету и пишет весной 1890 года картину «Стволы деревьев в траве». Деревья стоят на ярко-зелёной траве, в которой мелькают цветы луговых трав. Но эта малость зелёного не спасает Винсента от надвигающегося мрака.

К деревьям, вернее корням деревьев, художник возвращается в день рокового выстрела. Картина «Корни деревьев» осталась неоконченной.

Винсент Ван Гог, «Корни и стволы», 1890 г.

Обнажённые корни деревьев и нижние части стволов на крутом склоне. Беспорядочное, лихорадочное переплетение корней, которое занимает почти всё полотно, отражает эмоциональное и психическое перевозбуждение художника. И лишь в левом верхнем углу синеет кусочек неба, как бы заявляя: Винсент сопротивляется безумию, стремится к простору, к чистоте, к небу, помнит о космосе, о его притягательности и мощи.

За несколько лет до этого, последнего момента жизни, Ван Гог изобразил на этюде корни деревьев и тогда же написал брату, что корни символизируют жизненную борьбу. Художник боролся с надвигающейся бездной до последнего дня.

Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с воронами», 1890 г.

В последний месяц жизни Винсент пишет несколько картин, изображающих пшеничное поле, но они не светлые, радостные, от них веет мраком. Зловещее карканье ворон чудится при взгляде на полотно «Пшеничное поле с воронами». Нарастающее эмоциональное и психическое напряжение сквозит в картине «Пшеничное поле под грозовыми тучами».

Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле под грозовыми тучами», 1890 г.

За год до ухода в мир иной Ван Гог пишет одну из своих самых удивительных картин — «Звёздная ночь». Полотно создано в клинике для душевнобольных.

Большая часть полотна отведена небу. Сказать, что просто ночному небу — не сказать ничего. Ван Гог открывает взору космическое величие, безграничность, которую не постичь разумом. Вспоминается эпиграф к научно-популярной брошюре о бесконечности, звучит он так: «Я схожу с ума от мысли о бесконечности».

В полной мере художник передаёт это состояние: величие и сила космоса затягивают его в свои недра, разумом не в силах сопротивляться, душа жаждет растворения в великой бездне.

На нижнем плане изображён спящий город, место, где обитает человек. И как связующее звено вздымается ввысь кипарис. Зелёное буйство пламени завораживает, кажется, что верхушки ветвей вот-вот коснутся космоса и унесут за собой метущуюся душу художника. Недаром во многих культурах кипарис символизирует путь души усопшего на небо.

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь», 1889 г.

Особая техника (круговые мазки, передача света), которую применил Ван Гог при создании этого полотна, создаёт ощущение движения, причём это не просто земные движения воздуха, а космические завихрения. Только спустя полвека учёные откроют эффект космической турбулентности.

Но как художник увидел и передал её тогда, остаётся загадкой. Великое предвидение или видение, данное ему свыше, что водило рукой гения?

И самое интересное: в 2016 году космический аппарат, запущенный с космической станции «Юнон», достиг Юпитера. Первыми были получены фотографии атмосферы планеты. При изучении снимков Амелия Каролина Спаравигна увидела необычную идентичность вихревых образований и пятен в атмосфере Юпитера и воздушных завихрений, изображённых Ван Гогом на полотне «Звёздная ночь».

«Звездная ночь», версия с небом Юпитера

Немного обработав фотографию с космического аппарата, Амелия заменила снимком атмосферы Юпитера верхнюю часть картины — природные вихри Юпитера прекрасно вписались в картину художника, местами даже совпадая с техникой мастера.

Что это — простые случайные совпадения или непознанные способности гениев видеть то, что не видит простой смертный?

Как бы то ни было, но отрицать неординарность художника нельзя. Живя в реальном земном мире, безумно любя природу, сострадая обездоленным, сопереживая простому люду в его нелёгкой жизни, Ван Гог был тесно связан с космосом, чувствовал его безбрежность и гармонию. Видел то, что мы сейчас называем гармонией хаоса.

Винсент Ван Гог сказал:

Тот, кто любит природу, может найти красоту повсюду.

Этими словами многое сказано, с этими словами можно идти по жизни, и тогда нам откроется мир, далеко выходящий за пределы видимости.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится