Константин Васильев: певец сурового прошлого
Константин Васильев родился в Майкопе в нелегкое время - город был оккупирован немецкими войсками. В дальнейшем тема борьбы советской армии с врагом станет одной из ведущих в творчестве художника – наряду с былинно-мифологической. Васильев уже в одиннадцать лет демонстрировал значительные успехи в рисовании. Окончил Казанское художественное училище по специальности театрального декоратора. В ранний период творчества увлекался абстракционизмом, в дальнейшем обратился к славянскому и скандинавскому эпосу. Интересовался исландскими сагами, вдохновлялся операми Вагнера – Васильева завораживал мистический трагизм сюжетов и неотвратимый рок, преследовавший героев. Однако пиком его творчества стала серия картин по мотивам «Слова о полку Игореве». Даже в пейзажной живописи Васильева видны мотивы былин и сказок – древние леса, гуси-лебеди, парящие над водоемами…
Торжественно-печальные валькирии, забирающие в Вальгаллу павших воинов, нежные и опасные берегини, любовные драмы в русских селеньях… Васильев погиб в молодом возрасте – ему было тридцать четыре года. Буквально накануне смерти он, завершив работу «Человек с филином», говорил, что наконец-то нашел свой путь в искусстве. Художник, тонко чувствовавший и любивший природу родной страны, был похоронен в березовой роще. Васильев оставил после себя множество живописных и графических работ, посвященных музыке и литературе, современной и древней отечественной истории, сказочным персонажам и великим соотечественникам.
Славянские боги Виктора Королькова
Виктор Корольков – художник и книжный иллюстратор из Хабаровского края. Наиболее известен он широкому зрителю обширным графическим циклом, который посвящен пантеону языческих славянских богов. В начале восьмидесятых годов он работал как монументалист, однако после обучения в Харьковском художественно-промышленном институте начал карьеру книжного иллюстратора. Уже в студенческие годы его огорчало удивительно малое число полотен, обращенных к отечественной мифологии и истории.
Корольков считал, что истинное прошлое нашей страны замалчивается и искажается, а свою задачу видел в восстановлении исторической справедливости. Художнику отведено было меньше пятидесяти лет жизни, однако за это время он создал более двух сотен работ, отражающих яркий и многообразный мир древних верований.
Воинственная вселенная Игоря Ожиганова
Игорь Ожиганов – дизайнер с широким спектром профессиональных интересов. Родился он в Йошкар-Оле, куда впоследствии вернулся после нескольких лет жизни и активной работы в Москве. Он занимался промышленным и интерьерным дизайном, пробовал себя в полиграфии и создании сайтов, однако известен стал благодаря работам по мотивам славянской и скандинавской мифологии.
Сдержанный колорит, высокая детализация (художник тщательно изучает исторические данные, чтобы достоверно воссоздать одежду и оружие, доспехи и орнаментацию в своих картинах), суровая и возвышенная атмосфера, моменты битв, отгремевших в далеком прошлом – за это творчество Ожиганова любят те, кто вдохновлен образами героев славянской древности.
Сказочное прошлое в работах Андрея Шишкина
Андрей Шишкин родился и вырос в Москве. В пятнадцатилетнем возрасте увлекся живописью, и, несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, стал узнаваемым и довольно популярным художником. Он сочетает академические приемы с мягким, но убедительным историзмом. В сущности, Шишкин – мастер исторического (или даже мифологического) психологического портрета.
Обращаясь к пантеону славянских богов, фокусируя внимание на исторически точной передаче деталей костюма и оружия, он все же пишет не столько суровых богов войны и могущественных богинь плодородия, а живых людей. Искренние эмоции и убедительная мимика, индивидуальность черт персонажей, мягкий колорит и почти осязаемая материальность обстановки – такова творческая манера Шишкина. Создает он также портреты, пейзажи, бытовые и батальные сцены.
Фантастическая Русь Всеволода Иванова
Цикл «Русь Ведическая» Всеволода Иванова масштабен и завораживает неожиданными деталями. Художник родился в 1950 году в Беломорске, окончил творческое художественное училище и с 1974 года принимает активное участие в выставках. Художника отличает не только оригинальное творчество, но и своеобразные убеждения – он считает, что в своих полотнах доподлинно воссоздает историческое прошлое родной страны.
История России, по его мнению, чудовищно искажена, и его задача – строить «мостик в солнечный и прекрасный мир нашего Русского прошлого» столько лет, сколько ему отведено. Как бы то ни было, картины, похожие на декорации к фильмам в жанре славянского фэнтези, действительно служат для зрителя порталом – в сказочный, завораживающий, невероятный мир. Живопись Иванова в определенной степени повлияла на работы современных отечественных игровых дизайнеров, обращающихся к отечественной истории и культуре в поисках вдохновения. Сам же художник называет в числе наиболее близких ему мастеров Королькова и Ольшанского.
Ирий-сад Бориса Ольшанского
Борис Ольшанский родился в Тамбове в крестьянской семье. Рано обнаружив художественный талант, много писал и рисовал на тему сельского быта. Со студенческих лет активно сотрудничал с литературными издательствами в качестве иллюстратора.
С девяностых годов начал много писать на тему русского фольклора, отечественной батальной истории. Спокойный и мягкий колорит, традиционный символизм творчества Ольшанского привлекали внимание и книжных издательств, и муниципальных организаций – например, художник является иллюстратором книги «Легенды и предания Тамбовского края», выпущенной при поддержке правительства Тамбовской области.
Не только мифология, но и природа России - богатый источник вдохновения. Взять, например, русскую березу - сам Карл Фаберже использовал ее древесину для создания украшений, а поэты посвящали ей стихи.