Как Александр Родченко разрушил представления о канонах в фотографии, плакате, графике: гений советской пропаганды, стоявший у истоков русского авангарда
967
просмотров
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.

Легендарный советский фотограф, художник, скульптор. Основоположник конструктивизма, дизайна и рекламы в СССР. Сегодня мы расскажем вам об Александре Родченко (1891 — 1956).

Любимого художника большинство людей назовут сразу же, любимого писателя - тоже, но над ответом на вопрос о любимом фотографе, скорее всего, задумаются. Александра Родченко немногие знают по имени, но не найдется человека, который бы не видел его снимков.

Фотография | Александр Родченко | Пионер-трубач

В своих работах он опережал время, за что нередко подвергался критике. Так, один из его известнейших снимков «Пионер-трубач» в свое время назвали неполиткорректным. Мальчик на фото получился слишком упитанным, а это не соответствовало советской пропаганде.

Александр Родченко не придерживался правил и создавал свой собственный стиль. Самые известные его кадры, снятые наперекор всем канонам фотографии того времени, - это документальная работа «Портрет матери», ставшая классикой съемки крупным планом, и серия портретов Владимира Маяковского, которые нарушали все правила павильонной съемки.

Фотографии | Александр Родченко | Портрет матери и Владимир Маяковский

«Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей, видеть со всех точек и при всяком освещении.»
А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.

Не менее известна работа мастера « Девушка с «лейкой»». На ней запечатлена его ученица Евгения Лемберг. Фотография получила мировое признание, и в 1994 году была продана на аукционе Christie's за 115 000 фунтов стерлингов.

Фотография | Александр Родченко | Девушка с «лейкой»

Фотограф серьёзно увлекся жанром спортивной фотографии, в чем добился больших успехов. Его визитной карточкой стали съемки необычных ракурсов, и в кадрах, снятых на спортивных аренах, он смог наиболее полно использовать этот прием. Даже самые обыкновенные сюжеты становились запоминающимися и яркими.

Александр Родченко - многогранный человек, который добивался успеха во всем, за что брался. Он работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, создавал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. Он также принимал участие в выставках русского авангарда, например, в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным, и архитектурных конкурсах.

Александр Родченко | Беспредметная живопись. Композиция 64 (84). Абстракция цвета. Обессвечивание, 1918
Александр Родченко | Беспредметная композиция №88 (66). «Плотность и вес», 1919; Композиция, 1918 и Красный и желтый, 1918
Александр Родченко | Джазовый музыкант, 1943 и Композиция, 1919

В 1918 году Александр Родченко написал живописное полотно «Черное на чёрном», основываясь только на фактуре. Позднее на его картинах появились линии и точки, которые стали самостоятельными живописными формами. В искусстве он был новатором, а свое творчество рассматривал как глобальный эксперимент.

Александр Родченко стал одним из основоположников советского конструктивизма. Он проявил себя не только в живописи, но и во многих других областях искусства. Художник создавал геометрические скульптуры из различных материалов.

Александр Родченко | Пространственная конструкция №12, 1919

Также Родченко заявил о себе как дизайнер мебели и одежды, был автором декораций для кино и театра.

Заметный след в его творчестве оставило сотрудничество с поэтом Владимиром Маяковским: он иллюстрировал некоторые его книги и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», сделал вместе с ним серию рекламных плакатов.

Графика | Александр Родченко | Рекламный плакат для Резинотреста, 1923; Добролет, 1923 и Часы, 1923

Идеология советского искусства была преобразована после прихода к власти И. В. Сталина. Свободных духом авангардистов государство активно подавляло. В это время Александр Родченко оставил живопись и стал заниматься только фотожурналистикой. Его фотографии олицетворяли высшие достижения эпохи сталинизма, торжественные парады, народные стройки, огромные промышленные предприятия, жизнь советских колхозов.

Это были снимки побед и достижений, а обычная жизнь страны того времени оставалась за кадром, так как фотожурналистам категорически запрещалось отображать все, что бросало малейшую тень на власть и ее порядки.

В 1920-ые годы Александр Родченко внес огромный вклад в развитие европейской фотографии и фотомонтажа. Он оставил большое творческое наследие, повлиявшее на многих художников и фотографов.

В наше время его дело продолжает Александр Николаевич Лаврентьев, внук художника. Он преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и МГХПУ имени Строганова, а также является редактором и консультантом научных трудов о своем знаменитом предке.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится