Фильм «Женская собственность» был снят по мотивам одноименного рассказа Валентина Черных. По сюжету, герой Хабенского, молодой абитуриент театрального вуза, заводит роман с преподавательницей – актрисой, членом приемной комиссии – и благодаря этому поступает. Женщина гораздо старше него, она одинока и, как оказалось, неизлечимо больна. После ее смерти от рака Андрей Калинин пускается во все тяжкие и становится «женской собственностью», пока не встречает женщину, похожую на ту, которую он потерял. Только спустя годы герой понял, что тот роман, который всем казался простой интрижкой, и был настоящей историей любви.
Валентин Черных рассказывал, что сюжет его рассказа был автобиографичен: «Женская собственность» основана на реальной истории: я заметил как-то на студии одного актера. Почему-то во все группы, особенно где директорами были женщины, приглашали этого актера, он переходил в течение лета из группы в группу. Меня это заинтересовало. Что же это такое – его берут только на окружение. Потом одна из директрис мне сказала: «Валентин Константинович, вы не поймете, это только женщины могут понять: это такой половой гигант, который передается из группы в группу». Это было основой сюжета рассказа».
Константин Хабенский дебютировал в кино в 22 года, еще во время учебы в ЛГИТМиКе, но первые роли были эпизодическими. Спустя 2 года после окончания института, в 26 лет он получил свою первую крупную роль – студента Андрея Калинина в мелодраме Дмитрия Месхиева «Женская собственность» (до этого главную роль ему доверили лишь однажды – в венгерско-российском фильме «Наташа»). И позже Месхиев нисколько не преувеличивал, утверждая, что именно он «открыл Хабенского». Первая встреча режиссера с актером была забавной. Хабенский рассказывал: «Меня вызвали что-то озвучить в картине «Американка». Спускаюсь на студии по лестнице, навстречу поднимается какой-то тип, смотрит на меня: «Что-то я тебя не знаю!». Отвечаю: «Я тебя тоже не знаю!» – и мы разошлись. А потом ко мне подходят и говорят, что это был режиссер Дима Месхиев и что я утвержден на роль в его новом фильме».
Впоследствии Месхиев продолжал встречаться с Хабенским на съемочной площадке, сняв его еще в нескольких своих фильмах, но свою роль в судьбе актера оценивал очень скромно: «Конечно, приятно осознавать, что именно ты открыл хорошего актера, – Костя Хабенский первый раз снялся в главной роли в моем фильме «Женская собственность». При этом я убежден, что и Хабенский, и Евланов, и другие артисты, которые снялись у меня тогда, все равно стали бы известными. Это мне повезло, что я встретил Костю, а не ему. Ведь это в актере Хабенском нуждается аудитория, а не во мне, режиссере Месхиеве. Актеры сами себя открывают, а режиссеры им только помогают».
Роль преподавательницы Елизаветы Петровны Каминской сыграла Елена Сафонова, которая на тот момент, в отличие от дебютанта Хабенского, уже была настоящей звездой кино после главной роли в «Зимней вишне». Эта работа стала судьбоносной не только в творческой, но и в личной жизни актрисы – она во многом повторила судьбу своей героини: вышла замуж за иностранца, французского актера Самюэля Лабарта, уехала за границу и родила сына. Спустя 5 лет супруги расстались – муж требовал от актрисы бросить карьеру и заниматься исключительно семьей. После этого Сафонова вернулась в Россию. Главная роль в фильме «Женская собственность» стала одной из первых после возвращения актрисы на родину.
У Елены Сафоновой было много общего с героиней «Зимней вишни», а вот для Константина Хабенского пророческим стал фильм «Женская собственность». О своей личной жизни актер, которого всегда называли одним из самых закрытых и немногословных, никогда не рассказывал. Но после того, как он пережил трагедию, об этом стало известно. Спустя год после съемок в «Женской собственности» актер познакомился с журналисткой московской радиостанции Анастасией Смирновой. В 2000 г. они поженились. Жена Хабенского была непубличным человеком, редко появлялась на экранах и отказывалась давать интервью.
Но в конце 2007 г. в прессе появилось большое количество публикаций о супругах: незадолго до рождения сына у Анастасии обнаружили рак мозга. 2 операции и несколько курсов лечения подарили надежду на спасение, но она не оправдалась. Спасая жену, Хабенский распродал большую часть имущества, залез в долги и кредиты, но отвез ее в Лос-Анджелес, в одну из лучших клиник. Американские специалисты добились ремиссии – клетки опухоли перестали делиться. Прогнозы были оптимистичными. По мнению врачей, Анастасия могла бы прожить около 10 лет, но после годичного лечения, 1 декабря 2008 г. она скончалась.
Уход супруги стал для актера тяжелым ударом. В 7-ю годовщину со дня ее смерти он написал: «Я верю и точно знаю, что ты где-то там сверху смотришь на всех нас и кого-то оберегаешь, став самым нежным ангелом-хранителем… Мы тебя помним, Настенька! Мы – помним». После потери самого близкого человека Хабенский продолжил заниматься благотворительным фондом, собирающим средства для помощи онкобольным детям. Позже он рассказывал, что основал этот фонд еще при жизни супруги: «Чтобы отвлечь ее от этой истории, я предложил ей заниматься помощью другим – детям с этой же болезнью. И она начала. Мы начали вместе, потом ее не стало, и я понял, что грош нам цена, если это будет однодневная история».
Какое-то время актер вел затворнический образ жизни и в одиночку растил сына Ваню. В 2013 г. стало известно о его женитьбе на актрисе Ольге Литвиновой. Знакомые Хабенского говорили, что только после этого он смог вернуться к нормальной жизни. В 2016 г. у супругов родилась дочь Александра, в 2019 г. появилась на свет их вторая дочь.
Получилось так, что Константин Хабенский повторил судьбу своего героя из фильма «Женская собственность»: там главная героиня тоже умерла от рака, а персонаж Хабенского спустя годы нашел свое счастье с другой женщиной, хотя и продолжал помнить и тосковать об ушедшей любви. Правда, в остальном актер был совсем не похож на своего героя – он никогда не использовал женщин, чтобы получить какую-то выгоду, не слыл дамским угодником и добился успеха в профессии исключительно благодаря своему таланту.
В конце 1990-х гг. после затяжного кризиса в кинематографе инфраструктура показа кино была еще слабо развита, и фильм «Женская собственность», безусловно достойный того, чтобы его увидели тысячи зрителей, тогда попросту прошел мимо широкой публики. По телевидению его тоже показывали нечасто, и оценить его по достоинству зрители смогли только спустя годы. А вот киноведы дали высокие оценки фильму Месхиева еще в конце 1990-х гг. «Женская собственность» получила несколько престижных наград: приз жюри за лучшую женскую роль (Е. Сафонова) на кинофестивале «Созвездие-99», номинация на Национальную премию кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» за 1999 г. в категории «Лучшая женская роль» (Е. Сафонова); приз прессы (фильму), специальный приз «За предоставление лучшей программы фильмов» (студия «Слово»: «Любить по-русски 3», «Женская собственность», «Тесты для настоящих мужчин») РКФ «Виват кино России!-2000».