Ив был вдохновлён многими вещами и нашёл духовность в своей практике дзюдо, христианстве и мистицизме. Он родился в семье художников в 1928 году. Его мать, Мари Раймонд, была известной художницей-абстракционисткой, а отец, Фред Кляйн, создавал фигуративные картины.
Несмотря на свои художественные корни, Ив изначально мечтал стать дзюдоистом. В 1947 году он начал заниматься дзюдо, а пять лет спустя отправился в Японию на тренировку и получил чёрный пояс четвёртого дана. В то время он был единственным французом, обладавшим таким поясом. Ив даже написал книгу об основах дзюдо и хотел стать учителем, поэтому он открыл свою школу дзюдо в 1955 году. Стоит отметить, что школа была спроектирована в монохромных тонах, которые отчётливо видим в художественных работах Ива.
Он также узнал о мистицизме ордена розенкрейцеров и прочитал работы философа Гастона Башляра. Когда ему было девятнадцать лет, он прочитал «Космогонию» Макса Хайнделя – книгу, которая считалась важной для ордена розенкрейцеров. Ив был настолько увлечён их философией и идеями, что начал получать уроки по почте от Общества розенкрейцеров в Калифорнии. Художник также много знал о буддизме и буддийских учениях.
Его духовность также можно увидеть в посвящении художника святой Рите из Кассии, покровительнице потерянных дел. Чтобы выразить благодарность Святой Рите, Ив пожертвовал прекрасное произведение искусства, известное как его «Ex-voto», монастырю Святой Риты Кассии в Италии в 1961 году. В этой небольшой, но изысканной работе зритель может увидеть все типичные визуальные элементы Ива от монохромных цветов до международного синего Кляйна, который можно лицезреть на его синих картинах. Однако эта работа была обнаружена гораздо позже, в 1979 году. За свою жизнь он совершил по меньшей мере пять паломничеств в Кассию и даже написал рукописную молитву святой Рите. Интересно также отметить, что здание в Париже, где Ив сделал свой прыжок в пустоту, позже стало церковью, посвящённой Святой Рите.
Во время своей выставки «Ив, картины в Париже» он познакомился с искусствоведом Пьером Рестани. Пьер был ключевой фигурой в развитии движения «Новый реализм». Это французское художественное движение было основано в октябре 1960 года. Манифест «Нового реализма» был написан на листе бумаги, окрашенном в знаменитый Международный синий цвет Кляйна. Манифест был подписан самим художником, Рестани и шестью другими людьми. Художниками, подписавшими этот документ, были Арман, Даниэль Спёрри, Жан Тингли, Раймон Хейнс, Франсуа Дюфрен и Жак Виллегле. В последующие годы к движению присоединились такие художники, как Миммо Ротелла, Кристо и Ники де Сен-Фалль.
Термин «Новый реализм» был создан Рестани. Как и «Новый реализм», другими новыми движениями были Nouvelle Vague, также известная как «Новая волна», и «Нео-Дада». Это движение считается французским эквивалентом американского поп-арта.
Художники «Нового реализма» использовали множество техник и создавали разнообразные произведения искусства. Они делали коллажи, ассамбляжи, обёртки, скульптуры, прото-перформансы и многое другое. Новые реалисты организовали групповые выставки в 1962 и 1963 годах, но движение оставалось активным около десяти лет.
Во время своей карьеры Ив сотрудничал с другим художником в стиле модерн Жаном Тингли. Вместе они сделали три кинетические скульптуры. Он также создал рельефные портреты коллег-художников «Нового реализма», таких как Арман и Марсьяль Райс, на основе гипсовых моделей их фигур в натуральную величину, которые тоже были окрашены в синий цвет. Ив экспериментировал с видом нематериального искусства, который вскоре стал известен как концептуальное. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что он оказал большое влияние на концептуальное искусство.
В своей статье 1960 года «Прыжок в пустоту» Ив представил свою попытку летать. На чёрно-белой фотографии красиво одетый Ив падает с неба и почти ударяется о тротуар парижской улицы в Фонтене-о-Роз. Фотографии служат документальным подтверждением этого выступления Ива. Художники Джин Кендер и Гарри Шанк сфотографировали прыжок. Однако последняя фотография – это монтаж, или, лучше сказать, она «отфотошоплена». Ведь на оригинале видно, как несколько человек держат батут, на который падает Ив.
Ещё одна протоконцептуальная работа Ива называется «Пустота». Он объявил свои картины невидимыми в 1958 году, и для выставки «Пустоты» в галерее Ирис Клерт в Париже он хотел ещё больше развить идею нематериальности. Ив показал пустое пространство галереи. Внутри ничего не было видно, и сама выставка была произведением искусства. Интересно знать, что во время открытия гостям подавали синие напитки.
К открытию выставки Ив выпустил в небо тысячу голубых воздушных шаров. Он даже продал две нематериальные картины в галерее Айрис Клерт. Всё это напоминает идеи, связанные с концептуальным искусством, хэппенингами и перформансами, так что Ив Кляйн ещё тогда опередил своё время.
Можно с уверенностью сказать, что он был очарован идеей нематериальности. Ещё одна увлекательная работа Ива была названа «Зона нематериальной изобразительной чувствительности». Сама работа была нематериальной и, следовательно, невидимой. Люди, решившие купить её, получали чек, подтверждающий право собственности на работу. Однако за это произведение Ив денег не принял. Оплата могла быть произведена только золотом. Сразу после получения золота художник бросал часть его в Сену или море. Людей, купивших эту работу, попросили сжечь чеки, которые они получили ранее. В конце концов покупатели остались ни с чем, так что нематериальная часть, которую имел в виду Ив, была достигнута. «Зона нематериальной изобразительной чувствительности» - прекрасный пример протоконцептуального произведения искусства.
Для Ива цвет был способом соприкоснуться с нематериальным и бесконечным. Он начал рисовать свои монохромы в 1947 году и даже утверждал, что в будущем художники будут использовать в своих работах только один цвет. Самыми известными работами Ива, вероятно, являются его синие картины, но в монохромных картинах художник также использовал розовый, золотой и оранжевый цвета. За свою художественную карьеру Ив написал около двухсот синих картин.
Его синий цвет должен был символизировать нематериальное, чистую форму и пространство. Синева была бесконечной, как небо. Ив даже зарегистрировал товарный знак этого цвета в 1957 году и назвал его International Klein Blue или IKB. У синего не было измерений. Ива также вдохновило голубое небо картин Джотто в базилике Сан-Франческо в Ассизи, которую он посетил. В 1956 году Ив организовал выставку под названием «Монохромы» в галерее Колетт Алленди в Париже. Здесь художник выставлял только свои монохромные работы, в том числе свои голубые картины.
В 1957 году он представил одиннадцать своих голубых картин в галерее Аполлинера в Милане, Италия. Синие картины были выставлены на расстоянии двадцати сантиметров от стены, так что казалось, будто они левитируют в пространстве. Полотна демонстрировали только насыщенный синий цвет, так что зрители могли затеряться в цветовом пространстве синих картин.
Он даже воссоздал несколько древних скульптур и покрасил их в синий цвет. Существует его прекрасная версия «Победы Самофракии» и его «Венера Блю», смоделированная по образу Венеры Милосской. Художник также сделал синюю версию скульптуры «Умирающего раба» Микеланджело.
Для создания своей серии антропометрии в 1960 году Ив приказал обнажённым женщинам закатать свои тела в синюю краску, а затем оставить следы на холстах. Поэтому женские тела в этой серии выполняли роль кистей. Оттенок синей краски был таким же, как на синих картинах художника. Для серии антропометрии он, предположительно, был вдохновлён тем, как тела оставляют следы на коврах в дзюдо.
Ив также организовал мероприятия по созданию антропометрических картин. Гостям было предложено посмотреть, как модели раскрашивают холсты в синий цвет своими телами, попивая синие коктейли и слушая музыку. Музыкальный выбор художника также был необычным. Симфония Монотонной тишины, звучавшая во время сеанса рисования, состояла из одной ноты, которая повторялась в течение двадцати минут, а затем двадцать минут тишины.
Человеческие тела были не единственным интересным инструментом, который Ив использовал в процессе создания искусства. Художник также создавал увлекательные работы и абстрактные фигуры с огнём. В 1961 году он создал серию своих Огненных картин, для которых использовал паяльную лампу весом почти восемьдесят фунтов. Эти работы были выполнены с помощью лаборатории Национального газового завода Франции. Рядом с Ивом всегда был пожарный, чтобы не случилось никаких несчастных случаев.
В продолжение темы, статья о том, как Хелен Франкенталер, последовательница Джексона Поллока, стала одной из самых выдающихся художников-абстракционистов своего времени, получившей множество наград и признание во всём мире.