Миучча Прада Бианки появилась на свет в Милане в семье знаменитых предпринимателей. Ее дед, Марио Прада, начинал свою карьеру с производства сумок и чемоданов… из кожи моржа. Богатые клиенты стремились приобрести что-нибудь необычное, а потому Марио быстро сколотил состояние и в 1913 году основал бренд Prada. Он говорил, что женщинам нечего делать в бизнесе – лучше создавать уют и давать приемы. Однако после его смерти сын не проявил никакого интереса к семейному делу, и у руля встала его дочь Луиза – мать Миуччи.
Впрочем, Миуччу мода не интересовала (и, по ее словам, не интересует и по сей день) – зато она обожала одежду как инструмент некого «высказывания». Она экспериментировала со стилями, со своим ощущением от тех или иных вещей. «Я никогда в жизни не крутилась перед зеркалом», - говорит она в интервью, ведь главное – не красивый внешний вид, а возможность раскрыть себя через одежду. Она презирала слишком «сексуальную» моду того времени и слишком «роскошный» дизайн, маниакальное стремление понравиться выглядело в ее глазах попросту глупо.
Модный бизнес казался ей пустой тратой времени, она никогда не училась «быть дизайнером». Миучча изучала философию и политологию, защитила диссертации по обоим этим направлениям. Вступила в коммунистическую партию, а впоследствии примкнула к движению за права женщин, частью которого считает себя до сих пор, нередко ходила на митинги и выкрикивала самые радикальные лозунги. Она получила и театральное образование, несколько лет изучала пантомиму.
Однако в какой-то момент мать настояла на том, чтобы передать ей бразды правления. На тот момент дела у фирмы шли не очень хорошо, и требовались новые идеи.
Когда Миучча возглавила Prada, ей было нелегко найти баланс между бизнесом и убеждениями. Она считала, что шить сумки и платья – это худшее занятие в мире, ведь мода – нечто непостоянное и бессмысленное.
К тому же ей казалось, что это дело противоречит ее стремлению к самореализации, что создавать вещи – значит, делать нечто незначительное.
Будучи коммунисткой в юности и феминисткой всю свою жизнь, Миучча мечтала заниматься политикой. Впоследствии она приложила все усилия, чтобы компания принимала участие не только в модных показах, но и в благотворительных акциях, а также организовала фонд поддержки современного искусства, философии и кинематографа. В 2007 году при поддержке фонда был реализован и отечественный проект – «Тайная история российского кино». Миучча вообще нежно относится к России – русскому искусству, фигурам русской революции, и любимые ее манекенщицы – русского происхождения.
Прада достаточно быстро поняла, что модная компания может быть инструментом продвижения ее убеждений, способом повлиять на общество, донести идеи не лозунгами, а образами.
Будучи еще достаточно неопытной в бизнесе, Миучча познакомилась с тосканским предпринимателем Патрицио Бертелли. Сначала она обратила на него внимание потому, что его фирма создавала вещи, очень уж похожие на Prada – только подешевле. Но, разговорившись с Бертелли, Миучча поняла, что он – настоящая акула бизнеса. Множество полезных связей и знакомств, доступ к зарубежным рынкам, настоящий организаторский талант…
Миучча и Патрицио заключили договор о сотрудничестве, а через несколько лет… поженились. Спустя год на свет появился их сын Лоренцо, через три года – Джулио. Миучча не переставала работать, даже вынашивая сыновей, и Патрицио поддерживал ее во всех начинаниях. Миучча говорит, что супруг вдохновляет ее на борьбу со стереотипами, помогает мыслить шире и сохранить творческий огонь.
Первые их коллекции не привлекли внимания публики, но и не были провальными. Супруги начали производство мужской одежды и экспериментальной бюджетной линейки для молодых и активных людей.
Они запустили производство сумок из нейлона и других материалов, альтернативных коже.
Надо сказать, что критики редко хвалят коллекции Prada, но вещи из этих коллекций моментально становятся настоящим фетишем, объектом вожделения модниц и модников по всему миру.
Часто можно услышать обвинения в том, что вещи, которые придумывает Миучча… уродливы. Такова и ее собственная позиция.
Дело в том, что Миучча ни на секунду не забывала о своих убеждениях. Она считает, что мода предлагает обществу идеализированную, клишированную красоту. Она не создает вечерних платьев, потому что «вечерняя одежда – это красивая женщина, надевающая красивое платье, а это неинтересно».
Дизайнер признается, что ее привлекает нечто гротескное и отталкивающее. То, что считается уродливым – восхищает ее, кажется естественным. Уродство есть во всех сферах искусства – в скульптуре, в кино, в живописи… так почему бы ему не быть в моде? Прада стоит в авангарде ugly fashion – направления, призывающего отказаться от услаждения взоров ради свободы и индивидуальности.
Одежда Prada – не для тех женщин, которые хотят выглядеть красивыми, а для тех, кто хочет экспериментировать и всегда оставаться собой. Миучча стремится сделать женщин более сильными, а мужчин – более чувственными, чтобы раскрыться по-настоящему.
Она не устает повторять, что женщинам пора перестать быть мягкими и продолжать бороться за свои права, за самореализацию и самовыражение.
Творческий метод Прада – создавать одежду для себя, делать то, что интересно ей самой. Она не отделяет моду от своих взглядов, вкусов и увлечений, поэтому в коллекциях Prada можно найти отсылки к шедеврам кинематографа или образам постмодернистского искусства.
Миучча никогда не делает то, что выглядит ожидаемым, предсказуемым, и стремится создавать новое – но не в ущерб удобству.
В 2005 году Forbes назвал Миуччу Прада одной из самых богатых женщин мира. Ее состояние оценивается в три миллиарда долларов – что редко случается с людьми, имеющими диплом по философии.