Последним оплотом здесь долгие годы оставался Венский филармонический оркестр, который еще в конце 1990-х отстаивал свою мужскую традицию.
В XIX веке дамы, играющие на музыкальных инструментах, могли демонстрировать свои таланты только в кругу семьи, если не хотели слишком сильно шокировать публику. Встречались отдельные примеры концертирующих особ, но они были скорее исключением из правил. Однако к концу «просвещенного века» женщины уже отвоевали право учиться в консерваториях, и вполне резонно стали требовать для себя места в симфонических оркестрах.
Однако в этом вопросе дамы столкнулись с настоящей стеной непонимания. Смешанные коллективы, по мнению мужчин, стали бы причиной множества бедствий и вызвали бы разброд и шатания, нарушения дисциплины, флирт на работе и ветер в голове. Интересно, что в потенциальной одаренности и профессионализме женщин-исполнительниц никто не сомневался, речь шла лишь о необходимости соблюдения «мужского братства».
Противодействие было настолько сильным, что в 1870-х годах австрийские музыкантши были вынуждены создать собственный коллектив, так появился Первый женский Венский оркестр. Мадам Жозефина Аманн-Венлих, талантливая скрипачка и пианистка, собрала под свое крыло выпускниц Венской консерватории. Правда, репертуар этого коллектива все-таки отличался от «мужского». В нем преобладали легкие произведения: танцевальные мелодии, вальсы, марши и популярные арии. Позднее, накопив опыт, дамы попытались перейти на более серьезных композиторов, но их исполнение Моцарта и Гайдна было встречено критиками в штыки – по мнению публики, серьезная музыка оставалась уделом мужчин.
Лишь в начале XX века произошел некоторый прорыв: английский дирижер и общественный деятель Генри Вуд принял в свой оркестр шесть скрипачек. Этот случай считается чуть ли не первым в мировой истории, когда женщины начали играть в серьезном музыкальном коллективе наравне с мужчинами. Дальше процесс феминизации симфонических оркестров пошел несколько активнее, в 30-годы, например, Филадельфийский оркестр взял на работу первую женщину-арфистку.
Однако в мире еще почти на сто лет сохранились бастионы мужской стойкости, и самым крепким из них оказался Венский филармонический оркестр. Закрытый от случайных влияний, этот коллектив и сегодня остается настоящим клубом элитных музыкантов. Из поколения в поколение в нем передавались свои законы, причем писанные: в уставе действительно были строки о том, что членами этого сообщества могут быть только белые мужчины. Такую «мужскую традицию» удалось сохранить до 1996 года!
Суровые венские профессионалы терпели присутствие на одной сцене с ними двух арфисток, но это было вызвано жесткой необходимостью – арфа к концу XX века превратилась в исключительно женский инструмент. Однако с нарушительницами гендерного единообразия слишком не церемонились, их не включали в штат и даже не указывали в афишах, да и сидели дамы всегда на отшибе, так что остальные могли делать вид, что их просто не существует.
Ситуация изменилась только под конец тысячелетия, да и то в связи с грядущими туром по Америке. Заокеанские феминистки, прознав о таком страшном ущемлении прав, готовились к громким выступлениям и бойкотам, поэтому руководству оркестра пришлось объяснить свою позицию, а после и поменять ее, когда несколько международных организаций, объединившись, прислали петицию с требованием немедленно изменить гендерную политику.
В 1997 году Венский филармонический был вынужден признать свое поражение: из устава была вычеркнута строчка «только мужчины», но еще десять лет ушло на то, чтобы в составе оркестра действительно появились женщины. «Первыми ласточками» стали скрипачка и альтистка, и им действительно пришлось на первых порах не сладко. Только в 2011 году, когда оркестр был наказан сокращением финансирования на 2,29 миллиона евро, его гендерная политика действительно поменялась. На сегодняшний день в коллективе есть некоторый процент женщин, две из них, кстати, из России, и одна дама даже занимает должность концертмейстера (руководителя группы). Последний факт стал настоящей сенсацией и отдельно отмечался в СМИ.
Кстати, история Венского филармонического не уникальна. В Берлинском и Пражском оркестрах к «женской экспансии» относились примерно так же, а вот во Франции и США сегодня в музыкальном сегменте царит настоящее равенство – мужчин и женщин в оркестрах играет примерно поровну, и дамы даже присутствуют в таких «исконно мужских» группах, как духовые и ударные.