Убить, любить, в рабство продать?
Самые старые писаные европейские законы по защите детей относятся к излёту первого века до нашей эры. Первый император Древнего Рима Октавиан Август славился своим гуманным отношением к женщинам и детям — чем, надо сказать, вызывал недовольство современников — и, среди прочего, запрещал отцам продавать детей во временное рабство больше двух раз. Точнее, прямого запрета не было и быть не могло, но за такое жестокое обращение, как продажа в третий раз, отец лишался родительских прав (у матери их и не было). Ребёнок становился самостоятельным гражданином.
Этот же император запретил детоубийство отцами, вызвав волну возмущения среди сторонников традиционных ценностей.
Логично же: если власть родителя над ребёнком полная и он может распоряжаться жизнью детей как хочет, то почему вдруг не имеет права отнять эту жизнь? Установившееся в Европе повсеместно христианство закрепило запрет на убийство детей как единственное, в чём невозможно проявлять свою родительскую власть: ведь каждая человеческая жизнь принадлежит Господу Богу.
В шестом веке нашей эры в Древнем Риме в кодексе Юстиниана было установлено, что за преступления дети, по слабости своей, должны нести меньшее наказание, чем взрослые, а преступники младше семи лет вообще освобождались от уголовной ответственности. Примерно такая же возрастная граница определялась по неписаным понятиям на Руси. К слову, в Индии пятнадцатого века возраст ответственности наступал с пяти лет, и это был революционное нововведение.
В христианские же времена стали принимать первые законы против растления или изнасилования детей (причём за растление мальчиков общество осуждало педофилов сильнее, чем за девочек), но в целом о том, что ребёнок — человек со своими особенными или даже обычными потребностями, до восемнадцатого века люди в Европе не задумывались. Разве что церковники предлагали делать детям послабление во время постов, отмечая, что детям голодать трудно.
Когда порка — это шаг вперёд
Историю детства можно рассматривать с разных сторон: например, как историю порки. Практически во всех педагогических советах, начиная с Древнего Египта, можно увидеть совет пороть детей «для их же блага». С одной стороны, такие советы выдают педагогические лень и бессилие родителей и учителей прошлого, с другой — показывают нам, что кто-то всё же своих детей пороть не любил. Иначе зачем к этому приходилось призывать отдельно?
Первые ограничения телесных наказаний касались призывов бить детей только ремнями и гибкими прутами, которые бы их не искалечили и не убили. Эти два инструмента детского наказания вошли в обиход именно как особо гуманные альтернативы более популярным выражениям родительского недовольства, вроде побоев кулаками, предметами, швыряния об стены и мебель. Правда, не введённые законодательно, предложения ограничиваться поркой вместо побоев повлияли не на такое большое количество семей. В крестьянских и мастеровых семьях беспорядочные побои оставались обычным видом наказания веками.
Удивительно, но смотрящийся по нынешнему времени сущим мракобесием «Домострой» в своё время продвигал идеи ответственности родителей за своих детей не только в плане их воспитания поркой. Согласно «Домострою», родители были обязаны одевать и кормить своих детей, держать их «в теплом дому», не забывать об обучении детей полезному ручному труду. Разговор о родительских обязанностях напрямую противоречил популярной в народе установке «мой ребёнок, что хочу, то с ним сделаю».
Дети имеют право быть небитыми
В восемнадцатом веке передовые мыслители стали задаваться вопросами: если мы не считаем нормальным, когда один взрослый пользуется беспомощностью другого, чтобы напасть, почему нас не смущает беспомощность детей? Начался долгий спор о телесных наказаниях для детей, который в России продолжается, в общем-то, до сих пор. Среди мыслителей, предлагавших отказаться от порки в пользу «наглядных наказаний» (сломал стул — не на чем теперь сидеть, стой за столом), был Жан-Жак Руссо. В то же время именно его трудно приводить как моральный пример, поскольку своих незаконнорождённых детей Руссо, не моргнув глазом, относил в приют.
С тогдашним уровнем смертности в приютах подобный поступок можно было счесть только жестокостью по отношению к детям — недаром он привёл Вольтера в ярость и отвращение.
Впервые телесные наказания в школах были запрещены в Польше в 1783 году. В государственных школах Великобритании порку запретили только в 1967 году. В России такой запрет появился в 1917 году, и с первых дней существования в СССР велась пропаганда против телесных наказаний детей. Тем не менее, в пространстве массового искусства свободно существовали шутки о ремне и «мягком месте», а в мультфильме про Малыша и Карлссона мальчик показывает будущую реакцию отца, угрожающе приподняв кулак и скорчив злобную гримасу.
В наше время во многих странах Европы и Америк родители могут лишиться прав даже за шлепки по попе, но от принятых для этого законов никуда не деваются то и дело всплывающие случаи, когда папы и мамы годами истязают детей, просто умудряясь держать это в тайне. В так называемых странах третьего мира идея изъятия ребёнка из семьи за то, что ему сломал руку папа или дедушка, до сих пор кажется странной.
Родителям убивать нельзя, государству можно
В то время, как детоубийство в семье считалось грехом и преступлением в странах Европы, долгое время было нормальным приговаривать детей к смертной казни. Самым молодым казнённым в истории Европы считается семилетний британец Майкл. Его повесили в 1708 году за кражу хлеба. Вместе с ним повесили и сообщницу — одиннадцатилетнюю сестру Энн.
За восемьдесят лет до того был казнён их восьмилетний соотечественник Джон. Он поджёг два сарая. Пожар не стал причиной чьей-либо смерти, но судей это не смутило. Они признали Джона слишком злобным, чтобы жить. Нижняя граница для уголовной ответственности в Англии долго держалась на отметке в семь лет, как в Древнем Риме, а возраст младше двенадцати лет мог спасти воришку от смерти, только если кража была совершена на сумму менее двенадцати пенсов.
Но, хотя Англия считается образцом государства, жестокого к детям на протяжении чуть ли не всей своей истории, в других странах было немногим лучше. Только в 1988 году в США запретили применять смертную казнь как меру к лицам моложе пятнадцати лет, и только в 2002 году планку подняли до восемнадцати лет.
Во Франции эпохи Наполеона нижнюю границу для уголовной ответственности и смертной казни не устанавливали. Однако предполагалось, что судья потрудится установить, понимал ли ребёнок или подросток преступность своих действий.
Если судья был не слишком чадолюбив, то мог спокойно отправить какого-нибудь мальчишку на гильотину. Это никак не ограничивалось и не наказывалось.Возможность смертной казни ребёнка по приговору суда появлялась с каждой революцией, начиная от Великой Французской, хотя чаще дети убивались без суда, на волне ненависти к их родителям и сословию. Вводилась смертная казнь для подростков в СССР при Сталине.
Сексуальные злоупотребления
В Европе долгое время были непопулярны идеи о том, что дети должны быть сексуально неприкосновенны. Впрочем, уже в Древнем Риме, при императоре Адриане, педофилия даже по отношению к маленьким рабам уже считалась отвратительной страстью. Представление о возрасте согласия появилось достаточно поздно и долго держалось на уровне младшего подросткового возраста.
Так, при Наполеоне было законно содержать в борделе одиннадцатилетних проституированных девочек — и это несмотря на то, что ни у кого не было иллюзий относительно «добровольности» их пребывания там. В большинстве американских штатах в девятнадцатом веке считалось нормальным выдавать замуж или сексуально эксплуатировать девочек с десяти лет, если они не были чернокожими рабынями. Нижнего возраста для рабынь не существовало, и педофилы безнаказанно насиловали маленьких невольниц, что нередко приводило к смерти девочек.
О недопустимости детской проституции заговорили только в конце девятнадцатого века, но долгое время это не приводило к общественным изменениям. Только в 1929 году в Англии отменили возможность выдачи девочек замуж с двенадцати лет. Это тем удивительнее, что именно в Англии впервые, в тринадцатом веке, в Европе был введён закон, предполагавший строгое наказание за растление девочек, не достигших брачного возраста (тех самых двенадцати лет).
В наше время даже в тех странах, где крайне низкий возраст согласия (12−13 лет), незаконным является вступление в половую связь за деньги с несовершеннолетними. Этот закон борется со скрытой продажей детей и подростков в сексуальное рабство.
Право на еду
Отдельной проблемой детства всегда было право на еду. Вплоть до начала девятнадцатого века дети ели последними, не имея возможности отстоять возможность получить кусочек получше. Начиная с девятнадцатого века, распространились идеи о приоритетном праве ребёнка на еду — но только перед матерью. Лучший кусок по‑прежнему доставался отцу, вне зависимости от его реальной пользы для семьи.
Еду как средство контроля стали активно использовать в конце восемнадцатого века, предлагая заменять розги не только «естественными последствиями» и нравоучениями, но и правильной диетой, которая лишит детей строптивости и дерзости. Эта диета предполагала блюда более нежные по консистенции, чем для взрослых, но с полным отсутствием мяса и некоторыми другими ограничениями.
Кроме того, считалось крайне вредным для ребёнка вставать из-за стола с чувством сытости, это тоже делало детей слишком дерзкими.
С той же целью — улучшить дисциплину — детей заставляли носить тугие корсеты, ограничивающие резвость движений, и всегда немного мёрзнуть. Лучшая одежда — та, что легче, чем для взрослых, лучшая спальня — та, в которой ребёнок не заспится и сам проснётся от холода на рассвете. По таким принципам воспитывали многих знатных девочек, включая королеву Викторию, по таким принципам была организована жизнь в российских институтах благородных девиц. Интересно, что мальчики чаще получали послабление, хотя вслух девочки назывались более нежными, менее выносливыми существами.
Только в конце девятнадцатого века врачи стали активно указывать на необходимость сбалансированной, богатой белком, полноценной по питательности диеты для растущего организма, а педагоги рекомендовали такое наказание, как лишение обеда, заменить лишением десерта: достаточно обидно, но не наносит здоровью ребёнка ущерба.