Истоки появления рождественской ели
Исследователи считают, что традиция украшать деревья связана с языческими верованиями. Ведь наши предки верили, что у природы есть душа и сверхспособности. В древности хвойное дерево считалась символом жизни, и люди верили, что его украшение задобрит духов леса. Поначалу украшали ель фруктами, орехами, цветами и так далее, а позже начали делать игрушки из соломы, тканей, бумаги, ваты и других подручных средств.
Также существует версия, что обряд украшения деревьев пришел к нам от древних кельтов, веривших, что каждый объект природы – не что иное, как вместилище духа. И нужно принести дары (жертвы), чтобы их задобрить. Так что первые украшения деревьев были ужасными и кровавыми, в основном сделанные из внутренностей животных, а иногда и людей.
Многие ученые сходятся во мнении, что германские племена в конце декабря отмечали праздник середины зимы, символом которого была ель. Именно это дерево было выбрано, так как лишь оно оставалось зеленым даже в зиму. Когда христианство начало вытеснять язычество, появилась следующая легенда: Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать бессилие языческих богов. Но этот падающий дуб завалил все деревья в округе, кроме ели. Однако проповедник не растерялся, назвав ель «деревом Христа».
По данным историков, украшать елку начали в XVI веке в городе Эльзас. Изначально ее украшали лишь фруктами, а затем появились и другие украшения, символизирующие Рождество. Например, звезда на макушке означала Вифлеемскую звезду, яблоки - плодородие, колокольчики — пастухов, фонарики и свечи — звезды и костры, которые освещали путь к младенцу Иисусу. В наши дни украшения стали намного разнообразнее, но менее символичными. Считается, что в 1513 году немецкий христианский богослов Мартин Лютер первый решил украсить макушку елки пятиконечной звездой, которая является символом рождения Иисуса.
Первая попытка Петра I ввести традицию рождественской ели
Обычай украшать хвойное дерево на Новогодние и Рождественские праздники впервые в нашей стране ввел Петр I, который увидел эту традицию во время поездки за границу. По приезду он решил ввести понравившийся обычай и в России, издав указ от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года». Государь велел перенести праздник на 1 января, и расставлять в домах, перед воротами и на улицах красиво украшенные деревья, а также ветви хвойных пород – сосны, ели, можжевельника. Напомним, раньше Новый год отмечали 1 сентября.
По велению императора свои дома должны были украсить абсолютно все: как богачи, так и бедняки. Но народ не особо воодушевился праздничным настроением Петра I, поэтому приказ исполняли неохотно. Так что традиция не прижилась, забывшись на сто лет.
Возможно, причиной этому была традиция, которая появилась в России еще в XVII столетии: еловыми ветками украшали входную дверь в заведения, где можно было выпить. Это было своеобразной вывеской для необразованных прохожих, не умеющих читать. Даже была фраза «идти под елку», что означало «идти в кабак». Плюс ко всему народ не привык праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Раньше в это время у них был другой праздник - щедруха (Васильев вечер).
Новогодняя елка - подарок Александре Федоровне от Николая I
Женившись на Александре Федоровне в 1817 году, Николай I решил порадовать свою новоиспеченную жену, подарив ей настоящий Рождественский праздник. Супруга по достоинству оценила такой жест. В России это была первая настоящая рождественская елка с красивыми украшениями, горящими свечами, сладостями и подарками.
Подражаю государю, начали наряжать рождественское деревце и представители элиты Москвы. И уже к 1880-м годам украшенная ель на рождественские праздники стала обычным делом во многих московских домах, однако на окраинах и в ближайших селах данная традиция не стала популярной. А вот в городе елки устанавливали в школах, различных учреждениях, на катках и так далее. Елки украшали дефицитными в то время мандаринами, которые покупали лишь в большие праздники. Также появились елочные игрушки, которые можно было приобрести в специальных лавках.
Но, когда началась Первая мировая война, традиция попала в немилость и стала считаться вражеской из-за начавшегося антинемецкого движения. После того как в 1915 году военнопленные из Германии решили устроить себе рождественский праздник с елкой, Николай II запретил всем следовать этому обычаю.
Елка как религиозная пропаганда
В послереволюционный период был снят запрет на традиционную елку. Но такое послабление было ненадолго, уже спустя девять лет Центральный комитет всероссийской коммунистической партии признал традицию устанавливать рождественскую елку антисоветской. А спустя год и вовсе запретили отмечать Рождество, так как началась антирелигиозная программа.
Елка была так называемым «религиозным хламом», который задурманивал умы взрослых и детей. Считалось, что именно с «поповского обычая» наряжать елку младшему поколению могла прививаться религиозность.
С тех пор украшать ель дома было незаконно. Конечно, находились те, кто делал это в тайне. Самое главное для них было зашторить окна, ведь если с улицы кто-то заприметит в окне елку, то может сообщить о неблагонадежности семьи. Кстати, сразу за елкой упразднили и выходные дни на всех предприятиях, сделав их рабочими.
Павел Постышев вернул советским детям праздничные елки
Павел Постышев - советский государственный и партийный деятель, который вернул советскому народу новогоднюю елку. Зимой 1935 года он приехал в Москву на пленарное заседание, где после беседы с Иосифом Сталиным напечатал в одной из газет следующую фразу: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
Из записей в мемуарах сына Повышева стало известно, что еще летом того же года его отец сказал загадочно: - «Что-то мы все-таки не додумали...». Позже выяснилось, что он говорил именно о запрете праздничных елок. Оказалось, что Павел часто делился со своими детьми воспоминаниями из детства. Он рассказывал, как они с друзьями с завистью смотрели в горящие окна богачей, где их дети водили хороводы вокруг большой и красиво украшенной рождественской ели, с большим количеством подарков.
Не желая больше медлить, Павел Петрович решил отправиться в Москву с мечтой снова подарить детям, да и взрослым, красивый и веселый праздник. Его попытка увенчалась успехом, праздник вернули и сделали его всенародным. Единственное, что елку теперь стали украшать не к Рождеству, а к Новому году.
Кстати, в семье Постышева есть интересная история, связанная с елкой. Когда Павел собирался в Москву, его сын заболел воспалением легких с осложнениями. Добившись возвращения праздника, Постышев вернулся домой с маленькой елочкой, украшенной стеклянными горящими свечами, и поставил ее у постели больного сына. Что удивительно, сын достаточно быстро пошел на поправку. Так в семье появилась история, что сына вылечили не лекарства, а новогодняя елочка.
Новогодние праздники быстро стали самыми любимыми. Началось строительство огромного количества катков, ярмарок, горок. Стремительно развивалась торговля елками и различными новогодними украшениями. Особый ажиотаж вызвала первая новогодняя елка, установленная в 1937 году в Москве.
Теперь макушку украшала не золотистая восьмиконечная Вифлеемская звезда, а красная советская. Игрушки на новогодней красавице в основном были в виде пионеров, героев из русских сказок, животных, крошечных автомобилей, часов, сосулек и так далее. Во многих семьях постсоветского пространства даже сейчас этими игрушками украшают новогоднее деревце.
Неизменным гостем на зимних праздниках стал Дед Мороз в красной шубе, с волшебным посохом и мешком с подарками. А уже в 50-е годы появилась и его спутница внучка Снегурочка. Кстати, ее образ был выдуман советскими писателями Львом Кассилем и Сергеем Михалковым. По сей день эти персонажи радуют детишек на новогодних утренниках и других мероприятиях. Да и взрослые зимние корпоративы редко обходятся без этих полюбившихся героев. Читайте далее, как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза.