Четыре часа ночи, а улица протяженностью в 15 миль переполнена одними женщинами. Они собирают кирпичи, моют рис и готовят из него кашу в специальных горшках. Их устанавливают на кирпичи, под ними разжигают огонь и подобие печи готово. Один из организаторов фестиваля, Lekshmy Rajeev, отмечает, что во все другие дни нахождение женщин на улицах ночного города очень небезопасно, но на праздник все меняется, в период праздника хозяева здесь - женщины.
Понгала — женский праздник в Индии
Этот праздник занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Он отличается от других фестивалей самым большим числом женщин, присутствующих на нем. Каждый год в этом городе собирается почти три миллиона женщин. Главная фишка праздника - это приготовление рисовой каши. Ритуал проходит на улице, костры под глиняными горшками дымят нещадно и людям приходится закрывать лицо, чтобы не задохнуться. Но это не портит атмосферу торжества. С помощью каши женщины просят мать богиню Дэви не гневаться на них и простить все прегрешения.
Что нужно иметь для приготовления ритуальной каши
Самое главное условие - это наличие глиняного горшочка, рисовой крупы, кирпичей для подставки и дров. Регистрировать свое участие в фестивальных торжествах не требуется. На праздник допускаются только представители женского пола. Мужчинам категорически запрещено выходить из дома. Во время приготовления ритуальной каши разрешено присутствовать только полицейским, пожарным, врачам и добровольным помощникам, которым выдаются специальные разрешения.
Женщины покупают новый горшок каждый год, тщательно его выбирая. Основные ингредиенты каши просты и дешевы, что делает церемонию доступной для любой женщины, которая хочет принять участие. Все, что богиня хочет - это горсть риса. Она не хочет бриллиантов, золота или слонов. Ей нужно просто немного обычной каши, это заставляет всех чувствовать, что она такая, как все.
Когда происходит ритуал
Ритуал массового приготовления происходит на девятый день Attukal Pongala - ежегодного фестиваля, посвященного индуистской богине Бхадракали, ставшего воплощением Дэви, которая уничтожает зло и приносит процветание ее последователям. Она черного или синего цвета, владеет мечом и серпом, носит ожерелье из черепов и пояс из отрубленных голов. Свирепое божество, как полагают, олицетворяет ярость, а также защищает угнетенных людей, и часто почитается как олицетворение матери. На самом деле, храм богини имеет другое, более ласковое название - Амма, или Мать.
Подготовка к девятому дню фестиваля
Во время праздника Тривандрам превращается в священную кухню. Миллионы женщин размещают импровизированные печи почти вплотную друг к другу, образуя замкнутый круг вокруг храма Атукал Бхагавати. Участницы занимают все доступные общественные места, создавая временные очаги на улицах, тротуарах, дворах, автобусных станциях и железнодорожных платформах. Женщины в ожидании праздника. Одни горячо скандируют, другие в спокойном созерцании склоняют головы. Все внимательно слушают священные песни. Барабаны начинают бить все громче и быстрее.
Очень важная часть ритуала - это шествие жреца по улице с дымящейся жаровней. Женщина должна успеть зажечь от нее свой костер. Если не успевает, зажигает от соседки. Так весь город постепенно заполняется дымом и начинается приготовление рисовой каши. Слово «понгал» буквально переводится как «переливание через край». Это символ изобилия и богатства.
Начало девятого дня
Согласно легендам, король Мадурая незаконно казнил мужа богини. В отместку она обезглавливает короля и сжигает город Мадурай. Thottam Pattu, ведущий фестиваля, зажигает главный очаг в передней части храма и дает старт ритуальному действу. В течение нескольких секунд новости распространяются по всему городу с помощью громкоговорителя, текстового сообщения и телевизионного экрана. Это происходит одновременно, в один и тот же момент, по всему городу. Четыре миллиона женщин зажигают свои костры и готовят рис. Воздух наполняется дымом и теплом от миллионов небольших пожаров, подпитываемых пучками сушеных листьев кокосовой пальмы. С потом и слезами, струящимися по их лицам, взволнованные женщины ждут, пока закипит вода, работают медленно и осторожно, чтобы не допустить случайного поджога себя или своих соседей.
Как богиня принимает подношения
Когда приходит время, горсть риса посыпается поверх каждого горшка, а затем в три других горшка в быстрой последовательности. Ни одно зерно не должно коснуться земли. Время проходит, напряжение нарастает, и внутри каждого горшка начинает подниматься кремово-белая пена. Женщины мешают кашу и подбрасывают дрова, пока, наконец, не переполнится горшок, сигнализируя о том, что богиня приняла приношение.
Для последователей Аммы Attukal Pongala - это радостное событие, блаженный отдых от их повседневных обязанностей и рутин, уникальная возможность отпраздновать с другими женщинами. Праздник также связан с отказом от традиционных ожиданий и обязанностей. В штате Керала очень консервативное общество, но именно в этот день к женщинам относятся, как к богиням. Можно выйти в полночь, бродить по улице, делать все, что захотите. Эти вещи очень редки в нашей жизни.
Сколько горшочков риса нужно готовить богине
Это не редкость для женщин - предложить более чем один горшок, особенно после важного события. Например, в день рождения ребенка одна мать приготовила Амме 108 горшков. Это заняло много времени, и было очень жарко и душно. Улицы полны дыма, тепла и огня, поэтому трудно приготовить даже один горшок. Особых правил не существует, женщины руководствуются своей любовью к богине, материальным положением и терпением. Рекорд был установлен в прошлом году, 1001 горшок. Кашу благословляют и раздают прохожим, родственникам и соседям.
Как выглядит город во время праздника
В этот день весь город, улицы и площади полностью передают женщинам. Каждый им помогает, понимая, что тем самым он помогает и богине. Тысячи полицейских и пожарных обеспечивают безопасность, автобусы и такси временно отменены, а моторикши бесплатно перевозят участниц фестиваля. Активно помогают мечети и церкви, обеспечивая тысячи паломников едой, водой и бесплатным жильем.
По словам Дианы Дженетт, исследователя и профессора женской духовности, которая изучала и участвовала в Attukal Pongala на протяжении более 20 лет, Понгала - это древнее жертвоприношение, укоренившееся в священных практиках далитской или «неприкасаемой» касты. В прошлом он праздновался исключительно далитскими женщинами в качестве ритуала сельских общин, сосредоточенных вокруг сельскохозяйственных полей и священных рощ. Женщины из верхних каст иногда поставляли ингредиенты, но никогда не делали рисовую кашу сами. За последнее столетие праздник превратился в ритуал, который привлекает женщин из всех социальных и экономических слоев. Считается, что в этот день Амма выходит из храма, чтобы приготовить свой собственный горшок в Понгале, физически проявляясь как одна из миллионов женщин, смеющихся, молящихся, плачущих и готовящих еду на улицах. Во время праздника «Атукал Понгала» богиней может быть любая женщина.