«Девица родится и замуж сгодится»
Как говорилось в народной пословице, главной целью любой барышни, жившей в 18-19 веке, было удачное замужество. Этой цели было посвящено все воспитание: из девиц готовили хороших матерей и жен. Им прививали отличные манеры, знание этикета, а также умение вышивать и музицировать. Также важное место уделялось навыкам ведения домашнего хозяйства. К 18 годам девушка считалась готовой к замужеству. А вот юноши в 19 веке ничуть не стремились обзаводиться женами. Обычно они «созревали» к браку лишь к 30 годам, и то в большинстве случаев либо гнались за солидным приданым, либо женились по настоянию родни, считавших, что пора мужчине уже остепениться. Как рассуждал один из героев произведения Александра Пушкина, женитьба - это жертва; она отнимает у него беспечную юность и независимость.
Бал невест и гуляние в парках
В те годы лучшим и гарантированным вариантом знакомства молодых людей было посещение балов - званых вечеров, устраиваемых кем-либо из знати. Их в шутку называли «ярмарками невест». Изо всех уголков страны приезжали молодые люди в столицу. К дню знакомств готовились заранее: девушки до дыр изучали модные журналы, примеряя к себе модные фасоны; шилась коллекция нарядов, а перед самим праздником красавицам необходимо было тщательно вымыться, напудриться и еще выдержать несколько часов завивки и укладки. Девочки младшего возраста могли участвовать в подростковых балах, но самым важным был «взрослый».
Вспомните Наташу Ростову из «Войны и мира» - на настоящем званом вечере она оказалась в 16 лет. «Эта девушка так мила и особенна, что не протанцует здесь и месяца и выйдет замуж» - так думал о дебютантке князь Андрей. Для молодежи бал оставался едва ли не единственным способом пообщаться наедине.
Русских невест из мещанских сословий можно было найти на специализированных летних праздниках в парках. Самым популярным было гуляние в Духов день. В петербургский Летний сад купцы приводили своих дочерей, а придирчивые женихи приходили на «смотрины». Как писал журнал «Северная пчела», дорожки парка заполнялись самыми красивыми « цветами» Петербурга. Этот обычай поддерживался вплоть до начала 20 века.
А вот более практичные женихи обращались к профессионалам своего дела - свахам. Те не только могли представить жениха в выгодном свете, но и подробно дать информацию о приданном невесты и ее происхождении. К примеру, обратиться к такому способу поиска выгодной партии пришла мысль хозяину кондитерской фабрики Алексею Абрикосову. По его просьбе сваха искала богатую девушку, приданное которой могло бы впоследствии расширить бизнес купца. Выбор пал на Агриппину Мусатову - девушку из семьи табачного фабриканта.
Брак оказался удачным: Алексей стал успешным предпринимателем, а Агриппина родила ему 22 ребенка и стала известной благотворительницей. За свою работу свахи могли получить довольно хорошую сумму денег и неизменно расписную шаль. По количеству этих предметов гардероба можно было судить об успешной деятельности свахи.
Сватовство
Сам процесс обсуждения предстоящего брака мог затянуться надолго: жениху и его представителям предстояло не просто наладить контакт с будущей родней, но и обсудить многие финансовые вопросы. Так, от дня сватовства к Наталье Гончаровой до свадьбы в 1831 году у Александра Пушкина ушла пара лет. Свою роль в этой задержке сыграли и ссоры с матерью невесты, и карантин из-за эпидемии холеры.
Однако были и свои плюсы в этой задержке: теперь, после согласия родителей, жених мог свободно посещать дом невесты и проводить с ней время. А вот прочим молодым людям считалось несолидно посещать дом засватанной девушки. С другой стороны, если же будущий супруг пренебрегал полученной возможностью лучше узнать будущую жену, это могло наложить тень на репутацию как и девушки, так и ее семьи.
Родительское благословение
С формальной точки зрения, согласие родителей на брак отменялось еще в 17 веке. Петр I оформил указание, в котором запрещал принуждать девиц к замужеству. Но в реальной жизни молодые люди неизменно повиновались родительскому авторитету. Также существовали еще и неписанные традиции выдавать замуж дочерей по старшинству. К примеру, в семье московского врача Андрея Берса было две дочери. Граф Лев Толстой поначалу ухаживал за старшей, но женился все же на младшей Софье. Отец брак одобрил, но в наказание лишил девушку приданого
Праздничные приготовления
Прощание с холостой жизнью у мужчин было принято обставлять с достатком. Александр Пушкин, к примеру, мальчишник организовал как ужин близких друзей, а после с компанией отправился пировать к цыганам. А вот девушки предпочитали устраивать менее бурные девичники. Обычно они ходили в баню, где пели свадебные песни и веселились. В Москве существовала традиция невесте с подругами посещать Сандуновские бани, а в конце веселья необходимо было виновницу торжества окатить холодной водой из серебряной лейки.
В это время родители были озабочены приготовлением приданого и нарядов. Модные журналы рекомендовали новобрачной идти к венцу в длинном белом платье, а фату сшить максимально длинной. В туфельку невесте подкладывали золотые монетки: считалось, что это принесет молодой семье достаток. А вот у мужчин была своя свадебная мода. Жених непременно должен был надеть на венчание черный фрак, белый галстук и перчатки. Если же жених находился на службе, то ему следовало примерять праздничную военную форму.
С бала на корабль
Не менее хлопотным выдавался и сам день свадьбы. Перво-наперво молодых отправляли в церковь. В отличие от сегодняшнего дня, венчальная служба была не просто обрядом божьего благословения. Именно церковный брак обладал юридической силой. На нем непременно находились поручители, подтверждающие совершение обряда, а молодые в конце церемонии обменивались кольцами. Затем свадебная процессия отправлялась за богато накрытый стол. У богатых людей могло быть до нескольких десятков смен блюд, подавались заморские яства, фрукты и мороженое. В конце мероприятия молодожены резали свадебный пирог и угощали им гостей.
Однако последний этап счастливые новобрачные могли и пропустить. Часто бывало, что сразу после обеда они уезжали в путешествие. Особенно модно было в те годы отправиться в тур по Европе. Семьи с более скромными возможностями останавливались на поездке на природу. Так, герои романа «Анна Каренина» Левин и Кити после свадебного ужина уезжают в деревню.
Многие обычаи и традиции идут из прошлого и по прежнему занимают место в жизни современного человека. Не исключение и кулинарный опыт. Об истории тульского пряника, левашах, кулаге и других сладостях, которые готовили на Руси без сахара, но при этом они были слаще меда и удивляли иностранцев можно прочитать здесь - Как появились самые популярные сладости, ставшие визитной карточкой России