Караваджо: бунтарь в жизни и новатор в искусстве
707
просмотров
Караваджо — основатель реализма в живописи и один из ярких представителей динамичного стиля барокко.

Мятежный дух был дан ему с рождения

Днём рождения итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо принято считать 29 сентября 1571 г. Будущий основатель реализма и бытового жанра в живописи родился в маленьком городке Караваджо, рядом с Миланом, в семье мастера-каменщика Фермо Меризи. Известно, что в 1577-м отец художника умер от чумы, оставив жену с детьми на руках, а 12-летний Микеланджело был отдан в ученики к миланскому художнику Симоне Петерцано. Первые работы юноши, написанные им в мастерской ученика Тициана, до нас не дошли. Зато сохранились свидетельства, что подросток неоднократно задерживался стражей Милана за нарушение общественного порядка. Микеланджело Меризи был вспыльчивым и абсолютно пренебрегал нормами морали.

Шулера, ок. 1594, Караваджо.

Спешно покинув Милан в 1591-м, начинающий художник отправился сначала в Венецию, а затем в Рим. Амбиции и вера в собственную исключительность требовали просторов. Однако город, где некогда творили Микеланджело Буонарроти и Рафаэль, провинциального живописца принял не совсем радушно. Впрочем, и сам молодой художник не очень-то старался произвести впечатление. Микеланджело претило подстраиваться под вкусы заказчиков, подражать чужому стилю, рисовать парадные портреты или умиротворённые лики святых. Юношу-авантюриста манил дух свободы и увлекало весёлое времяпрепровождение. Реальные сцены жизни бедных кварталов стали для него источником вдохновения, а городские гадалки, куртизанки и шулера — главными героями картин.

Юноша с корзиной фруктов, ок. 1593, Караваджо.

«Художник грязных ног»

В Риме Микеланджело Меризи стали называть Караваджо, по месту его рождения. Первым автопортретом художника принято считать картину «Больной Вакх». Несколько веков бытовало мнение, что на полотне Микеланджело запечатлел себя после чудесного исцеления от изнурительной болезни. В действительности же Караваджо попал в больницу в результате несчастного случая, получив травмы под копытами лошади.

Лютнист, ок. 1596, Караваджо.

Ранние работы Микеланджело — «Музыканты», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Лютнист» — были великолепны по мастерству и поражали ценителей искусства своей смелостью и реалистичностью. Живописец обзавёлся богатыми покровителями, кардиналами и герцогами, которые не только находили для своего подопечного заказы, но и с радостью предоставляли ему опеку и кров. Большое значение для Караваджо имела поддержка могущественного кардинала Франческо Мария дель Монте, поселившего художника-новатора у себя во дворце и давшего ему возможность творить, не задумываясь о пропитании. Со временем Микеланджело сделался знаменит, его работы выросли в цене и стали символом престижа.

Отдых на пути в Египет, ок. 1597, Караваджо.

Религиозные сюжеты, которые художник наполнил новым смыслом, принесли ему подлинную славу. Соединив возвышенное и земное, Караваджо превратил мифологических и библейских героев в реальных, живых и чувственных людей. В образах Магдалины («Кающаяся Магдалина») и Мадонны («Мадонна ди Лорето»), по одной из версий, живописец изобразил свою возлюбленную, римскую куртизанку Маддалену Антоньетти. Для того времени это была настоящая дерзость. Не меньше толков, как восторженных, так и резко отрицательных, вызвали выполненные Караваджо откровенные изображения юношей («Амур-победитель», «Иоанн Креститель»).

Медуза, ок. 1597, Караваджо.

Судьбы полотен художника складывались непросто. Не раз случалось, что заказчики отказывались принимать работу, и тогда Микеланджело приходилось переделывать её или создавать новые версии.

Жертвоприношение Исаака, 1602, Караваджо.
Обращение Савла, 1601, Караваджо.

Казнить нельзя помиловать

Караваджо многое сходило с рук. Покровительство высокопоставленных особ нередко спасало строптивого художника в самых сложных ситуациях. Микеланджело прекрасно понимал, что причиной тому была его гениальность. Однако протоколы римской полиции свидетельствовали: Караваджо задержан за ношение холодного оружия, Караваджо ранил нотариуса, за что заключён под стражу, Караваджо швырнул тарелку с артишоками в официанта. По подозрению в убийстве стражника папского двора художник оказался в темнице. И вновь влиятельные друзья не оставили его, организовав побег из заключения.

Поцелуй Иуды, 1602, Караваджо.

А вскоре случилось непоправимое: очередная драка привела к новому убийству. Свидетели все как один подтвердили: виновник произошедшего — Караваджо. Несмотря на то, что и сам художник получил серьёзное ранение, папа римский объявил его «вне закона». И снова побег. Неаполь, Мальта, Мессина, Палермо… В изгнании Микеланджело написал полотна «Распятие святого Андрея», «Бичевание Христа», «Обезглавливание Иоанна Крестителя», «Давид с головой Голиафа». Все они тревожны и мрачны, наполнены ожиданием приближающейся трагедии.

Воскрешение Лазаря, 1609, Караваджо.

Предчувствие не подвело художника. Узнав о том, что папа Павел V готов сменить гнев на милость, Караваджо решил перебраться ближе к Риму. В июле 1610-го израненное тело мастера барокко нашли на берегу в Порто-Эрколе.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится