Почему любовь к алхимии для Пармиджанино стала роковой
421
просмотров
Пармиджанино (Parmigianino) — итальянский живописец, которого современники в молодости называли «новым Рафаэлем».

Пармиджанино (Parmigianino; 11 января 1503 — 24 августа 1540 гг.) — известный итальянский живописец XVI века, выдающийся мастер портретного и религиозного жанров. Пармиджанино также прославился изготовлением гравюр и фресковыми росписями. Характерной особенностью его картин являются удлиненные фигуры персонажей, наделенные утонченной чувственностью. Творчество художника приходится на период заката эпохи Позднего Ренессанса в Италии и расцвета маньеризма, а в его биографии есть немало интересных фактов.

Пармиджанино. Картина «Автопортрет в выпуклом зеркале», 1524

Пармиджанино значительную часть жизни увлекался алхимией, с помощью которой стремился найти новые технологии изготовления офортов, но особых успехов в этой сфере не добился. Напротив, это увлечение негативно отразилось на здоровье художника и способствовало превращению его из жизнерадостного молодого человека в нелюдимую и мрачную личность.

Пармиджанино. Картина «Крещение Христа», 1519

Биография Пармиджанино

Пармиджанино (настоящее имя — Джироламо Франческо Мария Маццола) появился на свет в Парме 11 января 1503 года в семье художника Филиппо Маццолы (Filippo Mazzola). В двухлетнем возрасте мальчик лишился отца, который умер от чумы, после чего заботы по воспитанию Джироламо и еще семерых детей Филиппо взяли на себя его родные братья Микеле и Пьер Иларио. Оба дяди также были художниками, они и стали первыми учителями будущего мастера.

Пармиджанино. Картина «Брак святой Екатерины» (часть Алтаря Барди), 1521

В шестнадцать лет Джироламо написал свою первую картину «Крещение Христа», а через два года выполнил серьезный заказ на роспись двух панелей алтаря церкви в городе Барди, из которых до наших дней сохранилась лишь одна — «Брак святой Екатерины». Еще одним выдающимся произведением молодого мастера, созданным в ранний период творчества, являются фрески в замке Фонтанелатто, посвященные богине Диане, в покоях спальни супруги герцога Гонзаги.

Пармиджанино. Картина «Обрезание Иисуса», 1523

В 1524 году юноша отправился в Рим, где вскоре и получил свое знаменитое прозвище Пармиджанино (в переводе на русский язык — маленький житель Пармы). Здесь он добился аудиенции папы Климента VII и подарил понтифику несколько своих работ, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале». Молодой художник приобрел громкую славу в столичном обществе, его даже называли «новым Рафаэлем» и поручили выполнение нескольких заказов для святого престола.

Пармиджанино. Картина «Портрет Галеаццо Санвитале», 1524

Пармиджанино прожил в Вечном городе три года, познакомился со многими итальянскими живописцами и в полной мере воспользовался возможностью подробно изучить творчество великих мастеров прошлого. Но в мае 1527 года армия императора Карла V подвергла Рим жестокому разграблению, поэтому из города бежали многие художники.

Пармиджанино. Картина «Антея», 1525

В итоге Пармиджанино оказался в Болонье, где прожил последующие несколько лет. Здесь его манера письма приобрела новые черты, палитра красок стала более сдержанной, а художественные образы — формально отвлеченными и менее реалистичными. Но эти изменения не оттолкнули заказчиков, а наоборот, добавили художнику популярности.

Пармиджанино. Картина «Обращение святого Павла», 1527

В 1530 году Пармиджанино вернулся в родной город, где прожил остаток жизни. В этот период он создал свое самое знаменитое произведение «Мадонна с длинной шеей» и целый ряд портретов местных вельмож. Но в конце 1530-х годов художник настолько увлекся алхимией, что не сумел вовремя выполнить серьезный заказ по росписи стен Пармского собора. За нарушение контракта живописца заключили в тюрьму и даже хотели отлучить от церкви, но выпустили под залог.

Пармиджанино. Картина «Турецкая рабыня», 1533

Воспользовавшись предоставленной свободой, Пармиджанино бежал в небольшой городок Казальмаджоре, где продолжил свои алхимические исследования. По мнению историков, именно эти опыты и стали причиной его смерти. Вероятно, он отравился парами ртути и умер в мучениях 24 августа 1540 года в возрасте 37 лет. К этому времени Парамиджанино почти утратил человеческий облик, превратившись из солидного сеньора в отвратительного старика со всклокоченными волосами и бородой.

Пармиджанино. Картина «Автопортрет», 1540

Самые известные картины Пармиджанино

Выдающийся мастер итальянского маньеризма за свою жизнь создал немало прекрасных произведений. И все же, самыми известными картинами Пармиджанино по праву считаются:

  • «Крещение Христа» (1519) — самая ранняя работа мастера, созданная им в возрасте 16 лет. Миллионы зрителей до сих пор поражает факт, что такое прекрасное произведение написано не зрелым художником, а вчерашним ребенком.
  • «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524) — работа, подаренная молодым живописцем римскому папе Клименту VII для яркой презентации своего таланта. Эта картина, написанная в оригинальной манере, вызвала восторг изысканной римской публики.
  • «Обращение святого Павла» (1527) — произведение, в котором удивительным образом переплелись фантастические и реалистические мотивы. Изначально художник хотел создать многофигурную композицию, но позже решил оставить только двух персонажей на фоне прекрасного пейзажа.
  • «Мадонна с длинной шеей» (1534) — наиболее известное произведение Пармиджанино, лучший его шедевр по мнению большинства искусствоведов. Интересно, что сам автор остался недоволен свой работой и неоднократно вносил в нее исправления в течение нескольких лет.
Пармиджанино. Картина «Мадонна с длинной шеей», 1534

Пармиджанино навсегда останется в памяти потомков не только великим итальянским художником, но и весьма неординарной творческой личностью. А его прекрасные работы сегодня украшают залы лучших музеев мира и являются объектами пристального изучения специалистов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится