Константин Сомов и его книжная графика
719
просмотров
Мастер «галантных сцен», вдохновленных французской придворной культурой XVIII века и окрашенных мирискуснической эстетикой пассеизма, Сомов ярко проявил себя во многих жанрах, особенно в книжной графике.

Константин Андреевич Сомов — художник «Мира искусства», живописец, график и иллюстратор родился 30 ноября 1869 в Петербурге, в семье знатока и коллекционера искусства, хранителя Императорского Эрмитажа А. И. Сомова. В доме Сомовых царил культ искусства, и все трое детей (у Сомова был старший брат Александр и младшая сестра Анна) получили прекрасное домашнее образование, с раннего возраста приобщаясь к музыке, пению, рисованию. С будущими основателями «Мира искусства» и близкими друзьями — Александром Бенуа, Вальтером Нувелем и Дмитрием Философовым — Сомов познакомился еще в юношеские годы во время учебы в престижной петербургской гимназии Карла Мая. Сомов обучался в Императорской академии художеств, посещал мастерскую Ильи Репина, а после завершения академического курса провел еще два года в Париже, совершенствуя мастерство в Академии Коларосси.

Константин СОМОВ Автопортрет в зеркале. 1928

Далее следовал насыщенный период творческой активности, связанный с образованием художественного объединения «Мир искусства», выпускавшего одноименный журнал. Талант Сомова-графика ярко проявился в обложках, виньетках, концовках, созданных для журналов «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Золотое руно». Его рисунки, выполненные с виртуозным мастерством и наполненные множеством декоративно-орнаментальных деталей, не только отражают достижения отечественного книжного оформительского искусства первой четверти ХХ века, но и синтезируют опыт всего европейского модерна. В эмиграции Сомов продолжал создавать портреты современников в блестяще освоенной им технике акварели, занимался книжной графикой, выполнял заказы в сфере рекламы. «Сомов тяготел к артистическому универсализму и потому не делал принципиальных различий в подходе к оформляемым им поверхностям — будь то произведения высокого жанра или прикладные «безделицы»», — очень верно подмечает эту особенность его творчества историк искусства А. Корндорф (Сомов К. А. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив. —СПб.: KGallery, 2017. С. 46).

Константин СОМОВ Обложка журнала «Мир искусства». 1900 -Дама с собачкой. Рисунок для журнала «Золотое Руно». 1906

В творчестве Сомова наблюдается устойчивый интерес к живописи рококо, равно как и ко всей французской культуре XVIII столетия, воспринимаемого художником в качестве Золотого века истории, что в целом соответствовало умонастроениям большинства мирискусников, окрашенным сентиментальной ностальгией по прошлому (яркий пример — версальский цикл А. Бенуа, посвященный королю Людовику XIV). Для большинства произведений Сомова характерно фантазийное преобразование действительности, театрализация образов, ориентация на литературные источники. Типичные герои его работ — дамы и кавалеры, облаченные в наряды XVIII века, гуляющие в обнимку по регулярным дворцовым паркам, предающиеся чувственным наслаждениям, танцующие в масках на маскарадах, позволяя себе при этом порой непристойные вольности. Красочная палитра этих работ, внимание к деталям одежды героев и предметам интерьера погружают зрителя в мир эскапистских фантазий Сомова, в которых кажущаяся легкость и беззаботность жизни его персонажей, живущих одним моментом, оборачивается на деле осознанием ирреальности происходящего, неестественности этого искусственного бутафорского мира.

Константин СОМОВ Арлекин и дама. 1921
Константин СОМОВ Вечер. 1900-е

Совсем по-другому раскрывается Сомов-портретист: в знаменитых образах современников нет того приторного жеманства и рафинированной слащавости, характерных порой для его придворных сцен. Напротив, созданные им портреты (в том числе и автопортреты) отличаются выраженным психологизмом и яркой индивидуальностью образов.

Константин СОМОВ Портрет Александра Блока. 1907 и Портрет композитора Сергея Рахманинова. 1925

Наряду с другими мирискусниками, Сомов стал активно развивать особый подход к книжному оформлению, предполагавшему принципиально новое понимание книги как ансамбля текстовой и визуальной информации, как синтетическое произведение искусства. В первую очередь здесь ощутимо влияние мастеров английской книжной иллюстрации рубежа веков, внесших значительный вклад в развитие европейского книжного дизайна. Наиболее известный его проект в этой сфере — рисунки к антологии французской эротической поэзии и прозы, получившей название «Книга маркизы». Не случайно именно Сомова пригласили выступить иллюстратором и общим оформителем издания: кто, как не он, тонко чувствовавший и понимавший дух фривольной французской культуры, а также испытывавший неподдельный интерес к провокативным тематикам, мог успешно выполнить этот заказ, не опустившись при этом до пошлой порнографии и в то же время сумев передать атмосферу чувственности и эротизма, пронизывающую весь сборник. Общая работа над книгой, вышедшей в трех изданиях, заняла у Сомова более 15 лет жизни. Третье издание (так называемая «Большая маркиза», 1918), будучи самым эпатажным, включало большинство эротических рисунков, не пропущенных ранее цензурой. В книге есть как филигранно выполненные штриховые и силуэтные рисунки, так и цветные акварели. Последние представляют собой плоскостные композиции, где изящество линии сочетается с тщательной проработкой деталей и богатой колористической насыщенностью. Помимо откровенных постельных сцен, происходящих как бы за закрытыми дверями, здесь можно найти и вполне пристойные сюжеты, разворачивающиеся в парках, на балах, где кавалеры деликатно ухаживают за дамами, не нарушая нормы общественной морали.

Константин СОМОВ Маскарад. Иллюстрация к «Книге маркизы». 1918
Константин СОМОВ Иллюстрация к «Книге маркизы». 1918

В эмиграции Сомов осуществил еще два важных проекта в сфере книжной графики, выполнив иллюстрации к романам «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево (1927) и «Дафнис и Хлоя» древнегреческого писателя Лонга (1930) для парижского издательства «Трианон». Для издания «Манон Леско» Сомов выполнил цикл акварелей, нацеленных на создание у читателя целостного восприятия образов, особое внимание уделив проработке сюжетов любовной линии романа, в которых раскрывается чувственность главных персонажей и сила их любви. Здесь отсутствуют типичные орнаментальные мотивы, характерные в целом для книги модерна — Сомов сосредотачивается исключительно на самих акварелях, добиваясь в них общей гармонизированной цветовой гаммы, а также легкости и изящества рисунка.

Константин СОМОВ Иллюстрация к роману Аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». 1927
Константин СОМОВ Иллюстрация к роману Аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». 1927

Иллюстрации к роману «Дафнис и Хлоя» выполнены несколько в ином ключе. Следуя фабуле романа, Сомов создает множество пасторальных буколических сцен, изображающих возлюбленных на фоне природы. Исследователи отмечают, что в этих работах по-прежнему ощущается влияние французских мастеров — Ф. Буше, А. Ватто и других, а не античной эстетики, в целом не очень близкой автору. Здесь также можно найти активное использование композиционно-сюжетных ходов из его галантных сцен, в результате чего создается ощущение будто бы маркизы и их кавалеры обнажились, сбросив свои пышные одеяния, и сменили дворцовые интерьеры на природные виды. Палитра этих работ более приглушенная, в ней нет карнавальной пестроты, свойственной другим его работам.

Константин СОМОВ Иллюстрация к роману Лонга «Дафнис и Хлоя». 1930
Константин СОМОВ Иллюстрация к роману Лонга «Дафнис и Хлоя». 1930

Последней книжной работой Сомова стали четыре портрета героини из его любимого романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», созданные по заказу его друга М. Брайкевича, на руках которого художник скончался в Париже в 1939 году.

Творчество Сомова отличается как оригинальным сюжетным своеобразием, так и его талантливым воплощением, основанным на блестящей технике рисунка и безупречном чувстве вкуса, а его книжная графика без преувеличения соответствует лучшим достижениям европейских мастеров книжного искусства первой трети ХХ века.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится