«Коралина в Стране Кошмаров», «Пламенное сердце» и др: 6 мультфильмов про девочек, которые поднимают важные темы
684
просмотров
Авторы мультфильмов из этой подборки не побоялись первыми заговорить о менструации, эмоциональных подростковых переживаниях, гендерной дискриминации при выборе профессии и жизни девочек в исламской стране.

Поп-культура, в частности кинематограф, отражает любые изменения в обществе и рефлексирует по их поводу. Неудивительно, что с приходом третьей волны феминизма и подъемом таких движений, как #MeToo и Time’s Up, тема места женщины в современном мире становится все более актуальной, в том числе и в анимации. 

Мы выбрали мультфильмы, которые не только по-новому для своего времени раскрывали женские персонажи, но и говорили на важные для женщин темы, которые ранее в анимации не затрагивались.

«Я краснею»

«Я краснею»

Новый пиксаровский мультфильм «Я краснею» рассказывает о 13-летней школьнице по имени Мэй Ли, девочке с китайско-канадскими корнями, которая становится жертвой древнего родового проклятия. Любая эмоциональная вспышка превращает Мэй Ли в гигантскую красную панду — эта внезапная перемена не только нарушает привычный уклад жизни героини, но и влияет на ее отношения с контролирующей матерью.

По признанию режиссера «Я краснею» Доми Ши, перевоплощения Мэй Ли являются не чем иным, как метафорой полового созревания, когда подросток, а особенно девочка, чувствует себя максимально некомфортно в собственном теле, которое подвергается многочисленным изменениям. «Я краснею» также стал первым диснеевским мультфильмом, в котором поднимается тема менструации: в одной из сцен мама Мэй Ли предполагает, что у нее «расцвели красные пионы», и приносит ей прокладки.

«Головоломка»

«Головоломка»

Еще один пиксаровский шедевр — анимационный фильм Пита Докера «Головоломка» — впервые рассматривает ребенка сквозь призму психологических процессов, происходящих в его сознании. Внутренний мир 11-летней Райли полон самых разнообразных эмоций — от Гнева до Радости и Печали. Каждая из них по-своему важная, и каждая по-своему формирует ее личность. Сценарий «Головоломки», на разработку которого ушло более пяти лет, основан на реальных психологических исследованиях. Идея мультфильма пришла к Докеру в процессе наблюдения за собственной дочерью, вступившей в подростковый период.

Помимо всего прочего, «Головоломка» поднимает тему экзистенциального кризиса, которая в целом не пользуется популярностью в детской анимации. Мультфильм полезно смотреть с детьми на пороге подросткового возраста, чтобы обсудить перемены в восприятии мира, которые неизбежно сопровождают взросление.

«Унесенные призраками»

«Унесенные призраками»

Анимационный шедевр японского мастера Хаяо Миядзаки во многом предопределил тенденции современной мультипликации, да и возможно всего кинематографа. «Унесенные призраками» вышли в 2001 году, когда тема женской эмансипации, если и существовала в поп-культуре, то находилась в зачаточном состоянии. Тем не менее Миядзаки всегда любил сильные женские персонажи: героини его историй сами строили свою судьбу и открыто противостояли любым ее ударам.

«Унесенных призраками», как и «Я краснею», можно рассматривать как своеобразный каминг-оф-эйдж. Главная героиня, девочка по имени Тихиро, впервые в своей жизни сталкивается с по-настоящему серьезной проблемой: ее родители попадают в рабство к злой колдунье, и спасти их может только она сама. Но для этого нужно научиться верить в себя и побороть все внутренние страхи — задача не самая простая даже для взрослого человека.

«Коралина в Стране Кошмаров»

«Коралина в Стране Кошмаров»

Основанная на одноименной повести Нила Геймана мрачная сказка рассказывает об 11-летней девочке по имени Коралина, которая вместе с родителями переезжает в новый дом. И пока мама и папа все время трудятся на работе, она отправляется на поиски приключений. Однажды она находит маленькую дверь в подвале, которая ведет в параллельный мир — на первый взгляд куда более счастливый, чем мир реальный. Здесь родители Коралины часто остаются дома и уделяют ей много внимания. Но со временем героиня понимает, что у сказочного мира есть и темная сторона.

Главная героиня мультфильма — девочка-антипод любой диснеевской принцессы. Там, где Белоснежка, Белль или Русалочка мечтают о прекрасной, но иллюзорной жизни, Коралина предпочитает реальность — ведь настоящие родители, со своими достоинствами и недостатками, всегда лучше «идеализированных» двойников, за красивым образом которых скрывается пустота.

«Персеполис»

«Персеполис»

Полнометражный французский мультфильм, который в свое время получил ряд авторитетных кинонаград, в том числе и приз жюри Каннского кинофестиваля, рассказывает историю иранской девочки Марджи. Вместе с родителями она живет в Тегеране, мечтает стать пророком и является большой поклонницей Брюса Ли. Счастливая жизнь Марджи внезапно меняется до неузнаваемости, когда в 1979-м году в Иране начинается революция и к власти приходят исламские фундаменталисты. Новые законы существенно ограничивают права людей, в первую очередь свободу женщин, которым теперь предписывается сидеть дома и покрывать голову.

«Персеполис» — это история о борьбе маленького человека с жестокой системой. Авторы также поднимают тему внутренней свободы — ведь именно она дает Марджи силы и ресурсы, чтобы искать возможность для развития в мире, полном запретов и ограничений, жить, а не существовать и отстаивать свои собственные принципы. Тем не менее создатели «Персеполиса» отказываются романтизировать главную героиню, показывая зрителям, что ее личная правда не универсальна, а социальная справедливость должна быть едина — как для мужчин, так и для женщин.

«Пламенное сердце»

«Пламенное сердце»

Недавний анимационный фильм «Пламенное сердце» во многом вторит пиксаровской «Храброй сердцем» — не только названием, но и сюжетом. Главная героиня мультфильма — Джорджия Нолан. Всю свою жизнь девочка мечтает лишь об одном — стать пожарным, как папа. Однако у отца в отношении Джорджии совсем другие планы, да и не женское это дело — пожары тушить.

Подобно принцессе Мериде, Джорджия открыто идет по пути наибольшего сопротивления, противясь взглядам консервативно настроенного родителя. Отец главной героини выступает своего рода олицетворением патриархального мира, который диктует женщинам навязанные социальные роли, которые далеко не всегда совпадают с их собственными желаниями. История Джорджии — яркий тому пример. Ей удается доказать всем, что пожарный из нее получится не хуже, чем из любого мальчика.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится