Любителям Средневековья, к примеру, стоит отправиться в город Фужен, где сохранился монументальный замок, построенный в XII веке Раулем II де Фужером и являвшийся вплоть до XVI главной крепостью герцогства.
Однако не менее интересна эта область Франции и своими легендами, доставшимися ей в наследство от проживавших здесь в древности кельтов. Как известно, этот народ испытывал особый трепет к стихии воды, недаром, согласно их верованиям, те же драконы были обитателями рек и озер, и именно от них произошли известные всем гаргулии.
Да и шотландские мифы о кельпи – озерных духах, способных принимать облик лихих скакунов, которые с легкостью утаскивают на дно людей, попытавшихся оседлать вроде бы бесхозную лошадку, опять-таки имеют кельтское происхождение. В Бретани же в Средние века бытовали истории о корриганах – духах, охраняющих реки, ручьи и родники.
Их передавали из уст в уста странствующие сказители, ведь хорошая история в те времена могла быть вполне адекватной дополнительной платой за ужин или ночлег. Итак, согласно местному фольклору, корриганы были ночными существами. Днем они скрывались под землей близ источников воды, свои убежища покидали лишь с наступлением глубоких сумерек, ведь солнечный свет был для них губителен – под палящими лучами кожа волшебных существ немедленно сморщивалась, а глаза наполнялись кровью. Ростом хранители родников были не более большого пальца руки, выглядели же они, словно маленькие человечки.
Согласно средневековым верованиям, понять, что в брызгах фонтана, камнях ручья или в зарослях папоротниках резвятся корриганы, не представляло особой сложности. Их выдавали волосы медового цвета, светящиеся в темноте золотом. Считалось, что в полнолуние духи ручьев и родников любят расчесывать свою волшебную гриву близ источников воды, после чего она немедленно становится чистой и целебной. Более того, такую воду можно очень эффективно применять в разнообразных колдовских обрядах.
Казалось бы, какие полезные феи! Но все не так просто. Согласно все тем же народным преданиям, вреда от корриганов было больше, чем пользы. И тут мы сталкиваемся с классическим пересечением фольклорных сюжетов французской Бретани и Шотландии, где кельтские верования также были невероятно сильны. И там, и тут люди считали, что мифические существа имеют обыкновение похищать новорожденных младенцев, а на их место подкладывать уродцев или же неизлечимо больных детей.
Правда, шотландцы полагали, будто этим неприглядным делом занимаются феи с холмов, а вот жители Бретани возлагали всю вину на корриганов. Однако, как говорится, от перемены названия суть не меняется совершенно. Истоки же у суеверия и вовсе абсолютно идентичные – классическая адаптация верований древних кельтов, ведь признать, что у здоровой пары мог родиться больной ребенок, люди в то время не могли, вот и искали произошедшему объяснение, легко встраиваемое в мифологическое сознание.
Кроме того, духов воды нередко обвиняли в том, что они крадут жизни у людей, испивших ночью воды из ручья и уснувших близ его берега. Считалось, что дыхание корриганов способно вытянуть из человека все силы, вот путники и умирают от усталости. Что же, тоже неплохое мифическое оправдание гибели людей из-за истощения или от болезней.
Но, главное, девушки-корриганы были коварными соблазнительницами. Жители Бретани верили: если мужчина увидит фею, сидящую близ воды и поющую свою песнь, то тут уже выбора нет: придется ему или на жениться на ней, или умереть. Причем в ближайшие три дня – корриганы отказов не терпели. Что же, снова повторяющийся фольклорный сюжет из кельтских верований о том, как речные духи (особенно, женского пола) губят путников.
Причем, странствующие сказители, повествуя об этом, нередко переходили на личности. Так, согласно бытовавшему в Бретани преданию, некий благородный господин из Нанта очень любил свою жену. Однажды он захотел подарить ей букет майских цветов, а, нарвав их, решил испить воды из фонтана, где и повстречал фею-корриган.
Та без лишних разговоров предложила мужчине вступить с ней в любовную связь, но верный муж отверг заманчивое предложение, сообщив духу воды, что он любит свою супругу. Вернувшись домой благородный господин занемог. Конечно, дело было не в том, что вода в фонтане могла не соответствовать санитарным нормам, а в кознях обиженной корриган.
Больной поведал о произошедшем своей матери, и попросил ее ничего не рассказывать жене. Но женщины, как известно, не славятся умением хранить секреты: стоило через три дня благородному господину скончаться, как его матушка тут же доложила обо всем его скорбящей супруге. Жена, конечно, тоже вскорости умерла от горя. Достойная история из уст приведшего в деревню странника, не правда ли?
Впрочем, предания о корриганах напоминают мифы и о других существах из кельтских верований – лепреконах. Духи воды тоже считались обладателями золотых запасов, и, человек, увидевший, как корриган, сидя у ручья, пересчитывает монеты, немедленно оказывался в смертельной опасности.
Однако главными врагами волшебных существ считались священники, чему также имелось вполне логичное объяснение. Начать стоит с того, что корриганы ненавидели ни кого-нибудь, а лично Деву Марию, ведь, согласно легендам, после того, как полуостров был христианизирован, Богородица явилась в Бретани и изгнала водных духов из городских фонтанов, находящихся близ церквей.
Собственно, поэтому-то в Средние века люди полагали, что по субботам, в день, посвященный Деве Марии, корриганы особенно активно чинят бесчинства: подменяют детей, усыпляют мертвым сном путников и соблазняют мужчин – просто таким образом духи мстят за депортацию их народа с привычных мест обитания.