Модные блогеры и фэшн-дизайнеры сегодня назвали бы косоворотку базовой вещью гардероба. Попросту говоря, ее можно носить хоть каждый день как однотонную футболку, меняя аксессуары и сочетания с другими предметами одежды.
Косоворотка была основой нехитрого гардероба любого русского крестьянина с XV вплоть до начала XX века. И уж точно ни одну другую одежду не надевали, не облачившись сначала в эту рубаху.
Что это
Косоворотка - попросту рубашка с длинным рукавом. Крестьяне носили полотняные белые рубахи. Их держали исключительно навыпуск и закрепляли на талии веревкой. Косоворотки были на каждый день и праздничные - у них был расшит ворот. Также если нужно было нарядиться, можно было надеть красивый пояс, например, с кисточками.
Летом ходили в одной косоворотке, однако, в помещениях накидывали жилеты. Зимой же поверх надевали кафтаны. Люди с достатком могли шить праздничные косоворотки из более дорогих материалов - шелка и атласа.
У женщин были свои косоворотки длиной до пола, подол и рукава чаще всего могли торчать из-под сарафана, который надевали сверху. У крестьянок было также огромное количество рубах для разных случаев - у незамужних девушек одни, у невест на выданье другие, у замужних третьи. На праздники и похороны тоже требовалась отдельная рубаха, с тщательно вышитыми «манжетами» и воротниками. Узоры на них несли смысловую символическую нагрузку.
Даже младенцев одевали в косоворотки, а на пеленки перешивали родительские рубахи.
Почему «косоворотка»
Название произошло от словосочетания «косой ворот». И действительно, ворот и разрез на косоворотке находился не по центру, а сбоку, чаще всего слева. Культуролог и академик Дмитрий Лихачев считает, что это было сделано неспроста и не из эстетических соображений - так при активном физическом труде у крестьян не выпадал наружу нательный крестик.
После революции необходимость хранить, да и вообще носить крестик отпала - и тогда косоворотка потеряла актуальность.
Как она стала гимнастеркой
Косоворотка стала прообразом другой популярной рубашки - солдатской гимнастерки.
В 1880 году в Туркестанском военном округе солдатам для гимнастических занятий на жаре выдавали легкую русскую косоворотку. А потом просто прикрепили на нее погоны. Такой вид одежды стал самым распространенным в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России.
В гимнастерки одевались казаки, кавалеристы, а также те, кто служил на юге. Прямо сверху на эту рубаху надевали и портупею. Правда, косой ворот часто заменяли на прямой.
Толстой и другие поклонники
Русские аристократы и дворяне XVIII-XIX веков косовороток не носили, а в качестве нижнего белья использовали сорочки без воротника. Кроме, вероятно, графа Льва Толстого, желавшего подчеркнуть свою близость к народу: по своему имению Ясная Поляна он расхаживал в рубахе, правда, с разрезом посередине. В английском языке косоворотку часто называют Russian peasant shirt или Tolstoy shirt. То есть русская крестьянская рубаха или рубаха Толстого.
Позже длинные просторные рубахи с карманами, как у Толстого, стали называться «толстовками». Однако с тех пор значение этого слова в России поменялось - мы чаще всего называем толстовками «худи» - кофты с капюшоном.
Кстати, в таком же полукарнавальном смысле надевал косоворотку поэт Сергей Есенин - он пытался создать образ крестьянского поэта и наряжался специально, чтобы поразить столичных литераторов.
Культовый для американского зрителя фильм «Доктор Живаго» (1965) до сих пор в России критикуют за «клюкву». Чтобы придать русскости, режиссер Дэвид Лин использовал расхожие стереотипы о русских - в том числе нарядил Живаго в лице Омара Шарифа в косоворотку, которую тогда уж не носили.