По сути, они являются всего лишь переосмысленными языческими традициями. О самых красноречивых примерах рассказываю в сегодняшней статье.
КРОЛИК – СИМВОЛ БОГИНИ ОСТАРЫ
Взять, к примеру, кролика. Сегодня ушастый – один из главных символов Пасхи. Столь почетную миссию ему отвели в XV веке в Германии, но сейчас накануне главного христианского праздника фигурки кроликов устанавливают в витринах магазинов и кафе повсеместно не только в Европе, но и в США. Между тем, кролик к воскрешению Христа никакого отношения, конечно, не имеет.
Он – символ чествования Остары или Эостры: древнегерманской богини рассвета, плодородия и новой жизни. Собственно, в древности сам апрель именовали не иначе как Eosturmonath, то есть, «месяц Эостры». Поскольку богиня отвечала за возрождение жизни и активное размножение одним из ее символов был кролик – животное, знаменитое тем, что оно производит потомство в ускоренном режиме.
После христианизации современной Германии кролик постепенно стал символом Пасхи. Кстати, в английском языке само название этого праздника – Easter, а в немецком Ostern, что, как нетрудно догадаться, всего лишь переосмысление имени богини Остары.
ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА – ДЛЯ ДВУХ БОГИНЬ СРАЗУ
Пасхальные яйца – опять-таки символ новой зарождающейся жизни, что, безусловно, совершенно логично. Настолько, что яйца являлись символом сразу двух языческих божеств, отвечающих за данный процесс: уже упомянутой древнегерманской Остары и Цереры – древнеримской богини плодородия.
Именно куриные яйца в древности преподносили им в дар, дабы следующий весенне-летний сезон принес богатый урожай.
ПАСХАЛЬНЫЙ РАССТРЕЛ КУАРАНТАНЫ
Расстрел старухи Куарантаны – совершенно языческий пасхальный обычай, популярный в юге Италии. Его практикуют в регионах Апулия, Калабрия и Молизе. Кто такая Куарантана? Это наряженная во все черное бабулька, держащая в руках вязание или пряжу.
Она считается символом прошедшей зимы, а заодно и духом завершенного карнавала, который в Италии предваряет пост. В первых день Великого поста куклу Куарантаны подвешивают за шею на площадях городков и деревень. В руках она держит не только пряжу, но и апельсин, а также перья: их число символизирует количество недель, оставшихся до Светлого дня Пасхи, и каждое воскресенье одно из перьев из рук куклы изымают.
Когда же Пасха наступает, жители деревень на юге Италии под одобрительные крики толпы расстреливают куклу Куарантаны из ружей, а после вечером ее и вовсе сжигают, пронося чучело по улочкам города.
«Какое варварство!» – скажите вы. И будете правы, ведь, хоть католическая церковь и говорит, что сжигание Куарантаны символизирует покаяние во время Великого поста, это не более чем надуманное оправдание для старинной языческой традиции проводов зимы.
ПАСТЬЕРА – ПАСХАЛЬНЫЙ ПИРОГ ПО РЕЦЕПТУ СИРЕНЫ
В Неаполе на пасху пекут пастьеру – пирог с начинкой из муки, рикотты, яйц, цельных зерен пшеницы и цукатов, пропитанный сладким сиропом апельсиновых цветов. В этом итальянском городе сладость не менее популярна, чем коломба – пасхальный кулич в форме голубя, который пекут в других областях страны. Но, знаете, что любопытно? Пастьера непосредственно к Пасхе тоже не имеет никакого отношения!
Это кушанье в Неаполе издревле готовили по весне в честь сирены Парфенопы, что, согласно легендам, обитала близ города. Впрочем, тут опять-таки существует неразбериха. Согласно классической античной мифологии, Парфенопа вместе с сестрами проживала на одном из утесах в море близ Неаполя. Выглядели сирены вовсе не как девушки с рыбьими хвостами, а как птички с женскими головами.
Своим пением они сводили с ума мужчин, те бросались в бурное море и погибали. Когда же Одиссей сумел и послушать пение сирен, и остаться в живых, сестры от горя покончили с собой: скинули с себя оперение и бросились в бурное море. Так вот, согласно все той же легенде, именно тело сирены Парфенопы после смерти преобразовалось в участок суши, где позже был возведен Неаполь, недаром древнее название города – Парфенопеей.
А уже сообразно более поздней мифологии, сирена Парфенопа «до конца не умерла». Ее тело стало сушей, но она возродилась из мертвых и каждую весну выходила из волн Неаполитанского залива, дабы усладить слух жителей города своим пением. Музыкальный талант сирены способствовал тому, что цветы на побережье начинали распускаться, а трава зеленеть, вот жители Неаполя в благодарность и начали печь в честь сирены праздничный пирог, в который в качестве начинки добавляли все лучшие дары их земли сразу: от рикотты до пшеницы. Одно лакомство жертвовали Парфенопе, другие – поедали.
После же христианизации пастьера стала неаполитанским аналогом пасхального кулича. Действительно, зачем отказываться от прекрасной традиции, если ее можно просто переосмыслить?