Облегающие короткие бриджи, белые шелковые чулки, жабо и кружева, банты, узкие камзолы, украшенные вышивкой, а ко всему прочему – непременные парики, декоративная косметика и нередко – корсет. Что происходило тогда с мужской модой?
Как мужская мода дошла до шелков и кружев
Галантный век, то есть период правления французского короля Людовика XV, возник не из ниоткуда, и одежда, которая воспринималась как уместная, да еще и роскошная, тоже появилась не на ровном месте. Эволюция мужского платья в Европе – явление довольно интересное. Разумеется, не всегда первые люди королевства одевались в шелка и кружева – в Средневековье одежда вполне соответствовала традиционным представлениям о мужественности. Вариантов не было – аристократы постоянно были заняты если не войнами, то мыслями о войнах и сражениях. Отстаивать приходилось как владения королевства, так и свои собственные – какие уж тут чулки и парики.
А вот начиная с XV века, когда была открыта Америка, из дальних стран стали привозить дорогие диковины, место холодного оружия заняло огнестрельное, а монархия во Франции все ближе подбиралась к понятию «абсолютная» - вот тогда в мужском костюме и начали проявляться детали, мало соответствующие «наряду воина». В эпоху Франциска I, например, в моду вошли разнообразные прорези, которыми украшали костюм – а сквозь них проглядывали шелка и золотые нити, привезенные из-за моря. Впрочем, идею прорезать одежду подсмотрели опять-таки на поле боя – но там солдаты носили подобное в силу необходимости.
Огромное влияние на французскую моду (которая с определенных пор могла быть приравнена к моде в целом) оказали те тенденции, что сложились в венецианской республике. Пока Франция разбиралась со своими внутренними противоречиями, пока устраивались гонения на тех, кто носит черное, поскольку этот цвет был выбран гугенотами как один из способов выражения своих религиозных взглядов, Венеция поражала Европу легкостью и легкомысленностью нарядов, их роскошью. Благодаря комедии дель арте, собственно, возникли когда-то панталоны – короткие, до колена, штаны, которые носил персонаж Панталоне.
Французский двор был покорен венецианскими кружевами – они использовались во многих деталях костюма, как мужского, так и женского, и обязательно украшали ворот – это придавало лицу свежесть, «освещало» его. Короткие и широкие воротники создавали эффект «головы на блюдце». При Людовике XIV производство кружев было начато и во Франции, что сделало именно ее, а не Венецию, основным поставщиком этих дорогих товаров по всей Европе.
Почему в мужской одежде было столько женского
И кружев, и бантов, и вообще дорогих аксессуаров к дорогим нарядам французский двор стал потреблять крайне много. Король жил с размахом – что подтверждали роскошные парковые ансамбли, которые создавались по его приказу. Придворные и их портные вдохновлялись узорами версальского и других садов и воспроизводили их в одежде. Уличные поэты могли сколько угодно высмеивать внешний облик мужчин-аристократов – их кружевные гольфы, широкие, похожие на женскую юбку, штаны, и вообще высокий уровень женственности – но к галантному веку, который начался в 1715 году и представлял собой торжество стиля рококо, ничего из облика воина в образе дворянина не осталось.
Если рыцарь прошлых веков исповедовал поклонение Прекрасной даме, то для придворного эпохи Людовика XV взаимоотношения с женщинами сводились к флирту, интрижкам, на этом была выстроена целая система правил, уловок, тайных знаков, которые затронули и моду тоже. Ярким примером стали мушки, которые стали популярны не то с подачи некоей аристократки с проблемной кожей, не то благодаря влиянию Востока, где родинки считались украшением женщины. Место, где располагалась мушка, выбиралось не случайным образом, а в зависимости от того сообщения, которое требовалось передать этим безмолвным способом.
И мужчины, и женщины галантного века – речь идет, само собой, о дворянском сословии – возвели праздность в культ. Отсюда непрактичная, часто неудобная одежда, сковывающая движения и демонстрировавшая невозможность какого-либо труда. Не занятые полезной деятельностью мужчины и женщины развлекали себя любовными интригами – этой цели были подчинены наряды и дам, и мужчин. По сути, галантный век стал тем периодом, когда женская и мужская мода оказались максимально близки: мужчины могли носить даже корсеты, не говоря уже о непременном парике, припудренном ароматным подкрашенным порошком-мукой, – это украшение потеряет актуальность лишь после Великой французской революции 1789 года.
Что же именно носили современники Людовика XV, вовлеченные в дворцовую жизнь и попавшие под власть модных тенденций галантного века? Прежде всего, надевали длинную белую сорочку – из тонкой ткани, украшенную лентами и кружевами. Мытьем в те времена, мягко говоря, не злоупотребляли, поэтому смена сорочки считалась необходимым и достаточным средством поддержания гигиены. Носили длинные манжеты, скрывавшие кисти рук, а также пышные жабо. Вместо длинных штанов, которые были в ходу у бедняков, аристократы надевали кюлоты – короткие, до колен бриджи, как правило, черного цвета.
С кюлотами носили белые шелковые чулки. Поскольку шелк был доступен немногим из-за своей высокой стоимости, тех, кто не мог себе позволить носить короткие штаны, называли «санкюлотами», то есть «без штанов». Камзол стал последним бастионом на пути феминизации мужского облика, но и он в течение XV века претерпел изменения, сначала лишившись рукавов, а потом и вовсе превратившись в жилет. Разумеется, полагалось носить эту одежду украшенной вышивкой золотыми и серебряными нитями.
Верхнее платье, которое надевали на камзол, носило название жюстокор – это был приталенный кафтан с выраженной талией и широкими полами. Рукава были укорочены, с обшлагами, из-под них выпускались рукава камзола. В то время как население Франции, занятое трудом ради пропитания, было вынуждено надевать много раз стиранную, выцветшую одежду, аристократы выделялись яркостью тканей. Носили шелк, тафту, парчу, атлас, бархат – все дорогое и бьющее в глаза своей роскошью. С изменениями в государственном устройстве Франции поменялась и мода. Галантный век остался в прошлом, уступив место стилю ампир.
А вот какие нововведения придумал император Павел I, боявшийся повторения в России Французской революции: Странные законы «русского Гамлета».