Кто придумал и подарил широкой публике пленэрную живопись
740
просмотров
Пленэр (от французского plein air — «открытый воздух») — это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Пленэр, в отличие от традиционной студийной живописи, позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.
Пленэр. Джон Сингер Сарджент. Картина «Клод Моне, рисующий на опушке леса», 1885

Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним.

Особенности пленэра

Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности.

Пленэр. Ричард Паркс Бонингтон. Картина «Пейзаж близ Кильебофа», 1825

Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.

Пленэр. Теодор Руссо. Картина «Вид в окресностях Гранвиля», 1833

Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.

Пленэр. Камиль Коро. Картина «Лес Фонтебло», 1846

История пленэра

История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.

Пленэр. Жюль Дюпре. Картина «Лужа под дубом», 1850

Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.

Пленэр. Фредерик Эдвин Черч. Картина «Сердце Анд», 1859

По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.

Пленэр. Фредерик Базиль. Картина «Этюд с деревьями», 1864

Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд».

Пленэр. Джон Констебль. Картина «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд», 1815

Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы:

  • Теодор Руссо (Théodore Rousseau)
  • Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet)
  • Жюль Дюпре (Jules Dupré).
Пленэр. Огюст Ренуар. Картина «Весенний букет», 1866

В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.

Пленэр. Клод Моне. Картина «Впечатление. Восход солнца», 1872

В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.

Пленэр. Жан-Франсуа Милле. Картина «Весна», 1873

Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet). А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:

  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
  • Альфред Сислей (Alfred Sisley);
  • Фредерик Базиль (Jean Frédéric Bazille).
Пленэр. Альфред Сислей. Картина «Баржи в Бийанкуре», 1877

К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю. Примерами таких объединений могут послужить:

  • Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников в Германии;
  • Ньюлинская школа в Англии;
  • Школа реки Гудзон в США.
Пленэр. Исаак Левитан. Картина «Мостик. Саввинская слобода», 1884

В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:

  • Исаак Левитан;
  • Василий Поленов;
  • Константин Коровин;
  • Валентин Серов.

На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров — Дэвид Хокни (David Hockney).

Пленэр. Франческо Филиппини. Картина «Венецианская лагуна», 1892

В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.

Пленэр. Камиль Писарро. Картина «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», 1897

Известные художники-пленэристы

Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания в нашей статье заслуживают такие мастера:

  • Джон Констебл (1776-1837 гг.) — выдающийся английский живописец, работы которого по достоинству были оценены лишь после его смерти. Своими очаровательными пейзажами он навсегда прославил окрестности родного Саффолка.
  • Ричард Паркс Бонингтон (1802-1828 гг.) — британский художник, талант которого так до конца и не раскрылся из-за ранней смерти от туберкулеза. В возрасте 22 лет он получил золотую медаль на Парижской выставке и был обласкан критикой. Акварели Бонингтона оказали огромное влияние ка Камиля Писсарро, а многие из них были проданы за большие деньги на аукционе Sotheby's через год после смерти гения.
  • Клод Моне (1840-1926 гг.) — самый знаменитый импрессионист в истории мирового искусства. Моне на протяжении всей жизни не переставал работать на пленэре и заслуженно добился всемирного признания. Его пейзаж «Впечатление. Восход солнца» дал название знаменитому направлению в живописи и навсегда стал эталоном импрессионизма.
  • Исаак Левитан (1860-1900 гг.) — непревзойденный мастер русского пейзажа, который не дожил даже до 40 лет. Его глубоко духовные картины как нельзя лучше передают красоту родных мест и заставляют зрителей задуматься о вечных истинах.
Пленэр. Дэвид Хокни. Картина «Приход весны в Уолдгейт, Восточный Йоркшир», 2011

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится