Николай Ярошенко: как художник протестовал против политической системы, шел наперекор своему образованию и писал жизнь простых людей
878
просмотров
Николай Ярошенко — имя малоизвестное в художественном пространстве. Русский живописец и портретист XIX века состоял в товариществе передвижников, протестовал своими картинами и, несмотря на военное образование, не променял кисти художника на служебный мундир.
Живопись | Николай Ярошенко | Автопортрет

Художник-реалист родился 13 декабря 1846 года в Полтаве. Его отец был отставным генерал-майором, а мать — дочерью отставного поручика. Благодаря воле отца маленького Николая отдали в Полтавский кадетский корпус. Отец настаивал на военной карьере и без интереса воспринимал художественный дар своего сына. Поэтому после учебы в своем родном городе он поступил в пехотное училище в Петербурге, а после этого продолжил учиться в артиллерийской академии.

Однако своё увлечение искусством будущий художник не забросил. Одновременно с обучением военной инженерии он посещал Академию художеств. Именно там он познакомился с Иваном Крамским, автором знаменитой картины «Неизвестная» и идеологом Товарищества передвижных художественных выставок. Юный Николай брал дополнительные уроки рисования, а Крамской был его преподавателем вечерних классов. Даже после смерти своего учителя Ярошенко продолжал пропагандировать идеи главного передвижника.

Передвижники в 1885 г. Н. Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана

После окончания артиллерийской академии Николай идёт работать на патронный завод. Живописец посвятил военному делу более тридцати лет своей жизни, но остался верен холсту и кисти. При всем этом в работах Николая Ярошенко не прослеживается военная тематика. Героями его холстов становятся мирные, часто интеллигентные люди: поэт, крестьянка, художник, студент и другие. Также Ярошенко пишет пейзажи. Это «Тебердинское озеро», «Гора Седло в окрестностях Кисловодска», «Шат-гора (Эльбрус)», «Эльбрус в облаках» и «Извержение вулкана». И единственный портрет самого Николая Ярошенко — автопортрет.

Живопись | Николай Ярошенко | Тебердинское озеро
Живопись | Николай Ярошенко | Гора Седло в окрестностях Кисловодска
Живопись | Николай Ярошенко | Шат-гора (Эльбрус)
Живопись | Николай Ярошенко | Эльбрус в облаках
Живопись | Николай Ярошенко | Извержение вулкана

За время своего студенчества Ярошенко познакомился со многими художниками-передвижниками и публицистами из журнала «Отечественные записки». В его доме часто собирались Сергей Рахманинов, Константин Станиславский, Илья Репин, Лев Толстой и другие интеллигенты. По поводу последнего вообще отдельная история.

Когда Лев Николаевич решил отказаться от авторских прав на свои сочинения, в его имении произошел семейный разлад. Писателю пришлось сбежать из Ясной Поляны и искать другое пристанище. Был вариант остаться в «Белой Вилле» Николая Ярошенко. Однако по дороге в Козельск Лев Толстой простудился и умер от воспаления легких.

После смерти самого Николая Ярошенко критики начали говорить о влиянии Толстого на творчество художника. В частности, на его самую скандальную картину «Всюду жизнь», написанную в 1888 году.

Живопись | Николай Ярошенко | Всюду жизнь

Живописец и художественный критик Сергей Голоушев в своей книге писал: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Он даже намеревался дать картине название “Где любовь, там и бог”».

Сюжет картины строится в двух плоскостях. Сначала в глаза бросаются заключенные за решеткой люди. Их лица светлые и, как не странно, будто бы воодушевленные. Хлеб в руках ребенка перемещает взгляд вниз. Там свободные птицы угощаются арестантским обедом. Парадокс — в тюремном вагоне невиновные люди. На этот вывод наталкивает и идеализированность обликов героев, и их действия (покормить птицу — чем не доброе дело?), но самое главное — заключение за решеткой маленького светловолосого мальчика.

На своем холсте Николай Ярошенко вместил представителей разных сословий. Крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком. А в глубине вагона — политический (персонаж стоит спиной к зрителям, как и герой картины «Заключенный»).

Живопись | Николай Ярошенко | Заключенный

Так значит, под удар несправедливости властей попадали все? Тема антигуманности судебной системы волновала художника. Своей работой Николай Ярошенко выразил протест, и потому картина «Всюду жизнь» так остро воспринималась публикой и в XIX веке, и в XXI.

Однако другие работы живописца несправедливо забыты. В 1878 году Ярошенко пишет картину «Кочегар». В русской живописи это первый образ рабочего.

Живопись | Николай Ярошенко | Кочегар

Картина полностью заполнена красно-желтым оттенком огня. Создается ощущение, что этот трудовой бедняга в своей жизни не видит ничего, кроме котельного пламени.

Или же написанные в 1893 году «Похороны первенца». Живописец изображает обезумевшее лицо матери, которая потеряла своего первого ребенка. За ней идет обеспокоенный муж, а позади — равнодушный могильщик, покуривающий трубку. Ярошенко показывает, как одна смерть становится одновременно и трагедией чей-то жизни, и обыденной бесчувственной работой.

Живопись | Николай Ярошенко | Похороны первенца

Николай Ярошенко писал только те лица, которые представляли для него духовный интерес. Он стремился познать сущность человека. Каждый его персонаж по-своему самобытен, их лица притягивают и засасывают в размышления.

В 1898 году, когда Николай в очередной раз писал с натуры, он попал под дождь. Художник бежал домой с горы более десяти километров. На следующий день он умер от сердечного приступа. Так получилось, что сбереженный от военной судьбы художник, пусть и косвенно, погиб под ударом живописи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится