Кузьма Петров-Водкин черпал вдохновение, высматривая в толпе характерные лица, изучая итальянский Ренессанс и древнерусские иконы. Искреннее, естественное восприятие мира волшебным образом переплеталось в его работах с мистицизмом и символизмом.
Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин появился на свет 5 ноября 1878 года в семье сапожника, в провинциальном городке Хвалынске.
В 1890-м году мальчик познакомился с местными иконописцами, у которых постигал мастерство создания икон. Окончив в 1893 четырехклассное городское училище, он отправился в Самару учиться на железнодорожника, но провалил вступительные экзамены.
Более полутора лет Кузьма перебивался случайными заработками, а также брал уроки рисования у самарского художника Федора Емельяновича Бурова. В апреле 1895 года юноша вернулся на малую родину, где ему помог случай.
Летом 1895 года в Хвалынск заехал знаменитый архитектор Роберт-Фридрих Мельцер и остановился у своей приятельницы — купчихи Юлии Ивановны Казариной. Мать Кузьмы, служившая горничной у сестры Юлии Ивановны, показала гостю картины сына, и они произвели на архитектора глубокое впечатление. Тогда Юлия Ивановна Казарина назначила молодому человеку стипендию, и осенью 1895 года он начал обучение в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.
Своего преподавателя черчения новый ученик доводил до белого каления, демонстрируя полное отсутствие технических способностей при очевидном таланте живописца.
В 1897 году, получив согласие Юлии Ивановны, Кузьма Сергеевич переехал в Москву и поступил в МУЖВЗ. Там его наставником стал Валентин Серов. К этому периоду относится первый автопортрет будущего гения.
В апреле 1901 года живописец отправился на велосипеде в Мюнхен. Отдав в Варшаве свое транспортное средство попутчику, он добирался до места назначения на поезде и пешком. Голодным, обросшим бродягой появился Кузьма на пороге частной школы Антона Ашбе (Anton Ažbe), в которой прозанимался около месяца.
Стремясь познать мир, в 1905-1906 гг. молодой человек сначала исколесил всю Италию. Работы Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione), Рафаэля Санти (Raffaello Santi) произвели на художника неизгладимое впечатление. Потом он направился в Париж, где Пабло Пикассо (Pablo Picasso) трудился над «Авиньонскими девицами». Кузьма Сергеевич посещал авангардные выставки и делал наброски городских пейзажей. К 28 годам он уже мастерски владел живописными приемами и техникой рисунка.
Посетив Алжир и Тунис, в 1909 году мастер возвратился на родину с разочарованностью в импрессионизме, восхищением Полем Сезанном (Paul Cézanne) и Анри Матиссом (Henri Émile Benoît Matisse).
В России Кузьма Петров-Водкин сразу занял особое положение. Его творчество объединяло в себе величественную монументальность классики и эмоциональность авангарда. Одаренный художник стал открытием, иконой, на него возлагали огромные надежды, он приобрел известность в обеих столицах. К этому времени полностью сформировался неповторимый стиль мастера.
Октябрьскую революцию и масштабные перемены в стране живописец воспринял как долгожданное обновление. Переломный момент истории ознаменовался работами «Петроградская Мадонна», «После боя», «Фантазия».
В 1918 до 1932 года Кузьма Сергеевич преподавал в Высшем художественном училище в Петрограде.
С конца 1928 года он тяжело болел. Врачи запретили ему работать маслом, но художник упрямо продолжал писать в одном из своих любимых жанров — натюрморте.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался от туберкулеза 15 февраля 1939 года. Он остался в истории искусства как великий мастер, нашедший точку пересечения новаторства и академизма.
Самые известные картины Петрова-Водкина
Картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина обладают внутренней динамикой. Яркие краски, выразительные образы захватывают зрителя, меняют их представление об окружающем мире. Среди самых значимых произведений:
- «Сон» (1910) — работа, написанная в символическом ключе, отсылает ко «Сну рыцаря» Рафаэля.
- «Купание красного коня» (1912) — картина-откровение, в которой соединились прошлое и будущее живописи. Космический ландшафт, «фирменный» сферический горизонт, могучий алый конь и юноша-мессия производят мощное впечатление.
- «Селедка» (1918) — своеобразный гимн эпохи. Черный хлеб, картошка, ржавая селедка — все, чем можно поужинать в революционном Петрограде.
- «Смерть комиссара» (1928) — в картине поднимается тема самопожертвования ради светлого завтра.
- «Черемуха в стакане» (1932) — необычный ракурс. Коробок спичек и нехватка чашки с чаем свидетельствуют о незримом присутствии автора.
- «1919 год. Тревога» (1934) — атмосфера накалена, в воздухе витает ожидание чего-то ужасного.
Звучный довесок к фамилии художник получил неспроста. Дед Кузьмы Сергеевича, Петр, в пьяном угаре зарезал свою жену. Данное ему прозвище «Водкин» унаследовали потомки.