Лев Феликсович Лагорио (Lev Felixovich Lagorio; родился 9 декабря 1826 — умер 17 ноября 1905 гг.) — гениальный русский художник-пейзажист XIX века, великолепный маринист, мастер батального и портретного жанров. Творчество Льва Феликсовича Лагорио отражает традиции академической живописи. Как и значимые успехи в биографии мэтра, оно неразрывно связано с морем. Картины мастера, выполненные в реалистичной манере, сочетают непосредственность этюда с натуры и мягкую неброскую цветовую гамму, наполнены одухотворённой поэзией природы, погружают зрителя в атмосферу романтики и умиротворения.
Лев Феликсович Лагорио родился в Крыму, был неаполитанских кровей, принял российское подданство и много путешествовал по Европе. В его произведениях слились безмятежность итальянской школы с русским психологизмом. Правдоподобное изображение реального мира усилено контрастностью света и тени, тщательной проработкой мельчайших элементов. Вода на картинах художника имеет глубину, прибрежные скалы прописаны вплоть до линий разломов, на растениях можно рассмотреть даже листья.
Биография Льва Феликсовича Лагорио
Лев Феликсович Лагорио появился на свет 9 декабря 1826 года в Феодосии. Как и все мальчишки, он много времени проводил на берегу моря и восхищался водной стихией. Рано проявившаяся тяга к рисованию приводит 12-летнего подростка в мастерскую известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Именно здесь формируется любовь юного художника к живописи и морскому пейзажу, ставшими делом всей жизни.
Талант Льва Лагорио не остаётся незамеченным. В 17 лет, при поддержке таврического губернатора, он поступает в Императорскую академию художеств. Позже получает финансовую помощь от герцога Максимилиана Лейхтенбергского (Maximilian Joseph Auguste de Beauharnais, Herzog von Leuchtenberg), возглавившего учебное заведение. Постигая мастерство изобразительного искусства, молодой человек учился у именитых художников батальной живописи Александра Зауэрвейда (Alexander Sauerweid) и Богдана Виллевальде, знаменитого пейзажиста Максима Воробьёва.
С середины 1840-х в творчестве Льва Лагорио начинается самый продуктивный период. В 1845-1846 годах он пишет этюды с натуры, плавая на лодках и кораблях по Финскому заливу и вдоль береговой линии. В 1847-1849 годах неустанно работает в Старой Ладоге, Выборге, Валаамском монастыре, создаёт первые серьёзные картины, за которые удостаивается высших наград академии и возможности продолжить образование за границей.
Пейзажи молодого художника отличаются простотой мотива, непосредственностью восприятия и передачи природы. Критики отмечают большой талант ученика, его «счастливый взгляд на натуру, который составляет художественность произведений».
В 1850 году академия командирует Лагорио на Кавказ, чтобы «запечатлеть тамошние виды». Горы покоряют художника монументальностью и световыми эффектами, наравне с морем становятся любимой темой. Он пишет картины, в которых насыщенная тень контрастирует с отблесками невидимых солнечных лучей на поверхностях каменной гряды. Позже мастер будет неоднократно возвращаться в этот край, а впечатления от красоты и величия природы найдут отражение в последующих работах.
Следующие семь лет Лев Лагорио проводит в западной Европе: три из них — во Франции, где посещает Лувр и Люксембургский дворец, знакомится с творчеством французских мастеров, и ещё четыре — в Италии. Рисует уединённые уголки окружающей среды, дикие скалы, небольшие водоёмы, старые часовни. Изображая популярные достопримечательности, находит новые ракурсы. Его работы приобретают свежесть и новизну. Вернувшись в Россию, художник представляет свыше 30 пейзажей и удостаивается профессорского звания.
Последующая жизнь и работа художника протекает преимущественно в Петербурге. Иногда путешествует по России и Европе. Лето он проводит в Крыму, в Судаке обустраивает мастерскую. Став известным маринистом, Лагорио берёт много заказов, что отрицательно сказывается на качестве работ. В пейзажах появляются однообразные мотивы и приёмы. Часть картин остаётся в виде незавершённых набросков.
В конце 1870-х годов Лев Феликсович снова попадает на Кавказ. Поводом становится русско-турецкая война, в которой художник участвует в роли корреспондента. Батальные композиции, отражающие драматические события того времени, он пишет вплоть до середины 1890-х годов, тщательно и кропотливо прорисовывая сцены боевых действий.
Последнее десятилетие Лев Феликсович пишет в привычной для него манере, но отдаёт предпочтение акварели. В творчестве по-прежнему преобладает морская тематика. Сюжеты с фотографической точностью повторяют прибрежные виды. Палитра становится менее насыщенной. В 1905 году 17 ноября мэтр покидает мир.
Самые известные картины Льва Феликсовича Лагорио
Большая часть произведений великого мастера находится в собраниях российских и зарубежных музеев, расположенных на территориях бывшего Советского Союза. Некоторые работы художник пожелал оставить без названия, полагая, что изображённые достопримечательности не нуждаются в описании. Наиболее известны такие картины Льва Феликсовича Лагорио:
- «Старая Ладога» (1843) — один из самых ранних дошедших до наших дней пейзажей художника с изображением крепости святого Георгия и Никольского монастыря.
- «Выборг» (1848) — этюд, за который мастер удостаивается первой академической награды. В настоящий момент экспонируется в Крымской художественной галерее.
- «Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове» (1849) — находящаяся в Иркутском музее, картина известна также под названием «Возка льда», отражает мастерство автора при работе с зимним пейзажем.
- «Вид на Лахте близ Петербурга» (1850) — произведение, известное также как «Вид болота на Лисьем носу», принесло молодому мастеру высшую награду академии.
- «Портрет Козьмы Пруткова» (1853) — напыщенный и самодовольный образ создан в Париже в сотрудничестве с близким другом Александром Бейдеманом и Львом Жемчужниковым, отличается высоким уровнем проработки деталей в литературной маске.
- «Понтийские болота» (1860) — одна из работ итальянского периода, послужившая основанием для присвоения художнику профессорского звания.
- «Отбитие штурма крепости Баязет» (1891) — произведение вошло в историю как одна из славных страниц героической обороны форпоста.
Лев Феликсович Лагорио оставил яркий след в истории русской живописи. Его произведения подкупают искренностью, непосредственностью и тонкой лирической эмоциональностью, передают современникам романтическое настроение природы.