Милева Марич и Альберт Эйнштейн
Самое часто цитируемое письмо Альберта Эйнштейна к первой жене, Милеве Марич, поражает своей жёсткостью: «Если хочешь замужества, ты должна будешь согласиться на мои условия, вот они: во-первых, ты будешь заботиться о моей одежде и постели; во-вторых, будешь приносить мне трижды в день еду в мой кабинет; в-третьих, ты откажешься от всех личных контактов со мной, за исключением тех, которые необходимы для соблюдения приличий в обществе; в-четвертых, всегда, когда я попрошу тебя об этом, ты будешь покидать мою спальню и кабинет; в-пятых, без слов протеста ты будешь выполнять для меня научные расчеты; в-шестых, не будешь ожидать от меня никаких проявлений чувств.»
С учётом того, что Эйнштейн работал над вопросами, которые должны были сделать огромный скачок в мире физики, требование к женщине делать для него научные расчёты, став полноценной ассистенткой, выглядит странновато, особенно если речь идёт об условии замужества, а не сотрудничества. Однако в других письмах Альберта к Милеве мы видим признания в том, что именно она заставила его полюбить физику.
Милева и Альберт познакомились в Цюрихском институте. Марич было двадцать один, и она как раз бросила своё обучение на врача, поняв, что физика ей куда интереснее. Эйнштейн поступил (и надо сказать, не без труда) после школы — ему было семнадцать. Факультет готовил не теоретиков большой науки, а инженеров. С физикой и математикой у него было не ахти, зато, видимо, всё хорошо было с обаянием, и Марич помогала ему подтянуться. У неё с обоими предметами всё было прекрасно.
Это обернулось для неё неприятностями: через некоторое время она родила дочь, а Эйнштейн отказался официально признавать ребёнка и настоял на том, чтобы девочку отдали на удочерение. Позже Марич всё же стала его законной женой и двух других детей родила в браке. Условия этого брака мы знаем: научные расчёты и всякое прочее. Интересно, что по брачному соглашению Эйнштейн обещал Марич сто процентов от Нобелевской премии, если её получит. Очевидно, было за что.
Научную карьеру Милева делать не стала. Сначала она была слишком занята работой над проектами мужа и воспитанием детей, затем, вероятно, просто разочаровалась в науке.
Луис Лики и Мэри Дуглас Николь
Луис Лики вошёл в историю сразу в двух разных направлениях. Во-первых, он благословил легендарных исследовательниц мира человекообразных обезьян изучать их как антропологи, а не как зоологи. Дайан Фосси, исследовавшая горилл, Джейн Гудолл, изучавшая шимпанзе, Бируте Галдикас, отправившаяся к орангутанам — этих трёх женщин называли ангелами Лики. Во-вторых, он совершил ряд крупных палеоантропологических открытий, работая в Восточной Африке, например, обнаружил и исследовал останки Человека умелого.
Однако практически все, кто знал Луиса Лики лично, обычно упоминали как исследователей именно пару Лики — то есть Луиса и его жену Мэри, урождённую Николь. В некотором роде Мэри более легендарна, чем сам Луис — ведь она была прямым потомком первого британского палеоантрополога, крупного учёного восемнадцатого века Джона Фрира, но сама не смогла получить профильного образования: в начале тридцатых английская девушка могла учиться не на всяком факультете и не во всяком институте.
Тем не менее, Мэри, частично посещая лекции неофициально, частично занимаясь самообразованием, получила очень неплохую подготовку. В двадцать лет она познакомилась с Луисом и стала его соратницей. Все работы они вели вместе, и часть находок в экспедициях Луиса принадлежит именно ей, многие записи с раскопок тоже сделаны её рукой. Лики гордился своей женой и всегда старался подчеркнуть её ум и профессионализм и то, насколько важную роль она играет в его работе. Среди открытий Мэри Лики — древнейшие свидетельства прямохождения доисторических людей — отпечатки ступней, заставшие в вулканическом пепле.
Ли Краснер и Джексон Поллок
Джексон Поллок — один из самых дорогих художников-абстракционистов двадцатого века. Он известен оригинальной манерой рисования — покрытием холста разноцветными брызгами краски. Однако до Ли Краснер о нём мало кто слышал и рисовал он совсем по-другому.
Нет, свою манеру рисования Поллок разработал сам. Краснер сделала много другой работы для того, чтобы Джексон получил признание. У Ли было множество знакомых галеристов, критиков и искусствоведов. В 1943 году Краснер договорилась с Пегги Ггуенхайм о персональной выставке Джексона в Нью-Йорке и выплачивать ему стипендию. Выставка сделала Поллока известным. К слову, недавно учёные обнаружили прямую связь славы художника с его активностью в общении и социальными связями. Сам Поллок был активен скорее с бутылкой, так что всё остальное обеспечивала ему Ли.
Деньги и слава вскружили Поллоку голову. Он стал поднимать руку на жену и напропалую ей изменять. Некоторое время Краснер терпела ради прошлого и гениальности супруга, но потом развелась и сделала собственную картину. Да, познакомились они потому, что она сама была художницей. На время раскрутки Поллока она отложила любые свои большие проекты. После развода, в шестидесятых, Краснер сама стала знаменита благодаря серии картин «Ночные путешествия».
Анна Сниткина и Фёдор Достоевский
В браке Анны и Фёдора обычно умиляются тому, как она переносила его странности и запойную игру в рулётку, но этим роль жены в творческой жизни Достоевского далеко не ограничивалась. Эффективность работы писателя может серьёзно поднять личный секретарь, это не тайна. Если Кинг предпочитает писать лично, как и покойный Габриэль Гарсиа Маркес, то многие русские писатели заводили себе хорошо справляющихся с пером жён. Анна Сниткина, например, владела стенографией и именно на этой почве изначально с Достоевским сошлась.
Однако куда больше карьере писателя способствует литературный агент. С этой ролью Анна справлялась тоже блестяще. Именно она вела переговоры с издательствами и занималась процессом публикации каждого нового произведения от и до. Кроме того, у неё оказалась отличная экономическая сметка, и она сумела так выстроить и рассчитать бюджет, что вытащила мужа из долгов. После смерти Фёдора Анна собирала и сортировала все записи, которые он когда-либо делал в своей жизни (включая, естественно, корреспонденцию), фотографии с ним, его документы. Это позволило позже создать музей Достоевского.
В 1906 году вдова составила и издала «Библиографический указатель сочинений и произведений искусств, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского» (огромная работа!), а затем опубликовала дневники и воспоминания, которыми все исследователи жизни и творчества Достоевского пользовались в дальнейшем.
Камилла Клодель и Огюст Роден
Хотя и Роден, и Клодель были виднейшими скульпторами своего времени, Огюст всегда пренебрежительно относился к женскому творчеству, включая творчество Камиллы. Правда, пренебрежение его куда-то исчезало, когда Камилла выдавала идеи — считается, что часть скульптур Родена, включая «Поцелуй», сделана по идеям Клодель.
Кроме того, Камилла была известна тем, что умела чудесно изображать в камне руки, у Огюста же с этим были проблемы. Однако в период романа с Камиллой руки его скульптурных персонажей поражают мастерством исполнения. Сейчас общее мнение состоит в том, что Клодель делала многие детали для работ Родена. А он — он собирал аплодисменты. Позже работа над статуями Родена сослужила Камилле плохую службу: многим её скульптуры казались частично скопированными с работ Огюста, подражательными в стиле деталей (ещё бы, ведь оригиналы тоже принадлежали её резцу).
Берта Рингер и Карл Фридрих Бенц
Карл Бенц известен как создатель первого автомобиля на бензиновом двигателе. Однако с тем, чтобы человечество узнало об этом автомобиле, были большие проблемы: изобретатель явно не представлял, в какой момент и как должен презентовать своё детище, и просто бесконечно возился с машиной в гараже, будто играя (конечно, разница была в том, что у его игры был очень важный и видимый результат, но выглядело всё так, будто Бенц занимается автомобилем просто ради удовольствия).
Всё перевернула историческая поездка на автомобиле его жены Берты, урождённой Рингер. Она была очень оптимистичной и энергичной женщиной и даже не сильно огорчалась, глядя, как балансирует на грани банкротства механическая мастерская её мужа — ведь он изобретал презамечательнейшую штуковину. Фирму, кстати, спасла именно фрау Бенц, уговорив отца влить немного инвестиций в критический момента. Берта просто дождаться не могла, когда изобретением мужа можно будет воспользоваться, и однажды просто… взяла машину без спроса.
Вместе с детьми Берта вручную оттолкали автомобиль подальше от дома, чтобы муж и отец не услышал, как заводится мотор. Потом они сели и поехали в гости к фрау Рингер, матери Берты. Им предстояло проехать сто шесть километров на штуковине, которая никогда прежде не испытывалась и на двадцати. Эта поездка должна была, по рассчётам Берты, впечатлить её семью (которая всё задавалась вопросом, когда же инвестиции окупятся), а также всех случайных прохожих, которые попадутся по пути. Другими словами, это была рекламная поездка.
Машина катила на скорости пятнадцать километров в час — примерно как человек на простеньком современном городском самокате. Путь, однако, был негладок. По дороге сгорели кожаные накладки тормозов (Берте пришлось тормозить, используя вес собственного тела, и срочно покупать у сапожника и приклеивать новые куски кожи), засорился бензопровод (Берта ловко прочистила его шляпной булавкой), перетёрлась изоляция на проводе зажигания (фрау Бенц сумела найти проблему и исправить её подвязкой от чулка).
Наконец, семейство добралось до бабушки, откуда довольна Берта отослала мужу телеграмму: мол, не волнуйся, всё в порядке, я у мамы. Поездка удалась не только в том смысле, что фрау Бенц и дети сумели добраться до нужной точки. Зрелищем самоходной повозки, которая не чадила на ходу, как авто с паровыми двигателями, оказалась впечатлена вся округа. Дела в мастерской Бенц быстро пошли на лад.