Лоуренс Альма-Тадема: гениальный мастер живописи, который чудом не умер от страшной болезни в 15 лет
Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema; 8 января 1836 — 25 июня 1912 гг.) — выдающийся британский художник XIX века, один из крупнейших мастеров исторического жанра индустриальной эпохи. Лоуренс Альма-Тадема был пылким приверженцем академического искусства, значительная часть его творчества посвящена воспеванию беззаботной жизни античных персонажей. Биография живописца представляет собой достойный образец успешной карьеры авторитетного деятеля искусств, а большинство его картин в наши дни хранятся в приватных коллекциях.
Лоуренс Альма-Тадема был также талантливым учителем, среди его учеников особенно стоит отметить дочь Анну (Anna Alma-Tadema) и вторую жену Лауру (Laura Theresa Alma-Tadema), добившихся широкого признания публики. В отличие от большинства коллег-академистов, живописец с археологической точностью воссоздавал в картинах героев и обстановку, благодаря чему его творчество всегда высоко ценили критики и коллекционеры.
Биография Лоуренса Альма-Тадемы
Лоуренс Альма-Тадема появился на свет 8 января 1836 года в маленьком голландском селении Дронрейп в семье нотариального служащего. При рождении ему дали двойное имя Лоуренс Альма, но спустя много лет художник второе имя сделал частью своей фамилии, чтобы во всех каталогах выставок быть в начале списка художников. В четырехлетнем возрасте мальчик остался без отца, а все заботы по воспитанию Лоуренса и его пятерых братьев и сестер легли на материнские плечи.
С раннего детства Тадема увлекся рисованием и мать отдала сына на обучение к местному художнику. В гимназии Лоуренс больше других предметов полюбил историю античного мира, которая впоследствии стала основной тематикой его творчества. Напряженные занятия чуть было не погубили жизнь будущего гения, в 15 лет он заболел туберкулезом и чуть не умер от страшной болезни.
Оправившись от тяжкого недуга, в 1852 году юноша был принят в Академию художеств в Антверпене, которую блестяще окончил 4 года спустя. Его наставниками были известные бельгийские мастера живописи Густав Вапперс (Gustaaf Wappers) и Никез де Кейзер (Nicaise de Keyser). Лоуренс без колебаний избрал для себя жанровую специализацию — историческую живопись, которой оставался преданным всю оставшуюся жизнь.
Первые работы молодого художника были посвящены эпохе древней династии франкских королей Меровингов. Лоуренс написал целый цикл картин на эту тематику и его творения были благосклонно восприняты как критиками, так и публикой. В 1862 году живописец впервые посетил Англию, где на него сильное влияние оказали шедевры искусства Древнего Египта, хранящиеся в Британском музее. Это послужило поводом к созданию ряда работ, посвященных стране пирамид и фараонов. Но все же, чуть позже, Альма-Тадема окончательно определился с любимой темой своего творчества — эпохой античности, принесшей ему всемирную славу.
В 1863 году в судьбе живописца произошли два важных события. В январе отошла в вечность его мать, а в сентябре 27-летний живописец женился на молодой девушке Мари-Полин. К несчастью, этот брак продлился совсем недолго. Спустя 6 лет после свадьбы жена мастера умерла от оспы, оставив ему двух малолетних дочерей. Впрочем, первое время Лоуренс занимался воспитанием детей не один, ему 4 года помогала в быту старшая сестра Артье.
В 1870 году Альма-Тадема переехал на постоянное жительство в Англию, где у него было множество поклонников. Здесь Лоуренс познакомился со своим коллегой Фордом Брауном (Ford Brown) и отчаянно влюбился в его 17-летнюю племянницу. Хотя дядя и другие близкие родственники девушки были категорически против ее брака с 34-летним вдовцом, спустя год пара все же официально оформила отношения.
Во втором браке у художника не было детей, зато его дочь Анна прекрасно подружилась с мачехой Лаурой, и они обе впоследствии стали прилежными ученицами мастера. С переездом в Англию карьера живописца быстро пошла в гору. Местная богема охотно приняла его в свои объятья, Лоуренс отличался очень приятным характером и легко завязывал дружеские отношения с людьми.
Очень скоро Лоуренс Альма-Тадема приобрел статус востребованного художника. Его картины охотно покупали заказчики, на выставках творения мастера стабильно отмечались высокими наградами. Жизнь живописца текла без особых забот, лишь иногда его беспокоили проблемы со здоровьем. Единственным серьезным инцидентом в судьбе Лоуренса во время проживания в Англии было разрушение его дома взрывом баржи с порохом, находившейся на стоянке неподалеку. Впрочем, в это время мастер с женой и двумя дочерями путешествовал по Европе, поэтому никто из его семьи не пострадал.
Разрушенный взрывом дом пришлось полностью восстанавливать, но Лоуренс с большим энтузиазмом принялся за это дело. В пересчете на современные цены он вложил в ремонт и новый интерьер почти 7 миллионов фунтов стерлингов, но нисколько об этом не пожалел. Буквально через пару лет дом художника стал важной достопримечательностью Лондона и центром общения лучших деятелей искусства.
К концу XIX века Лоуренс Альма-Тадема стал признанным европейским мэтром живописи. В 1899 году королева Виктория пожаловала ему даже титул рыцаря, а двадцатью годами ранее британская Академия искусств — звание академика. Несмотря на острую критику со стороны модернистов, живописец имел огромный авторитет в мировом изобразительном искусстве и зарабатывал огромные деньги на продаже своих картин.
В августе 1909 года умерла вторая жена Лоуренса, и это событие стало сильным ударом для 73-летнего старика. Его здоровье начало быстро ухудшаться, несмотря на старания лучших британских врачей. В немецком курортном городке Висбадене 28 июня 1912 года Лоуренс Альма-Тадема скончался от язвы желудка. Его с большими почестями похоронили в усыпальнице главного Собора Англиканской церкви в столице Британской империи.
Самые известные картины Лоуренса Альма-Тадемы
Творческое наследие великого мастера насчитывает более 400 уникальных картин, достойных искушенного современного зрителя. И все же, к самым известным картинам Лоуренса Альмы-Тадемы относятся:
- «Обучение детей Хлодвига» (1861) — ранняя работа молодого мастера, над которой он трудился более 2 лет. На ней Лоуренс искусно изобразил детишек древнего правителя франков, состязающихся в метании боевых топоров.
- «Модель скульптора» (1877) — произведение, написанное в смелом революционном стиле. До Альмы-Тадемы в Британии было принято изображать обнаженными только античных богинь, но не обычных женщин.
- «Розы Гелиогабала». (1888) — картина, которую критики восприняли очень прохладно, но заказчик за нее выложил огромную сумму без колебаний. При написании этого произведения мастер заваливал лепестками роз всю мастерскую, чтобы добиться идеальной достоверности изображения.
- «Каракалла и Гета» 1907 — одна из последних знаменитых картин живописца. На ней он запечатлел более 2500 человек, наблюдающих за событиями на гладиаторской арене.
Лоуренс Альма-Тадема был блестящим европейским художником XIX столетия. Он подарил потомкам множество прекрасных исторических картин, которые и сегодня не оставляют зрителей равнодушными.