Лубок: русское народное искусство с иностранными корнями
613
просмотров
Лубок — это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную. Термин «лубок» имеет славянское происхождение: лубом на Руси издавна называли внутреннюю часть коры деревьев. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века.
Лубок. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», XVIII век

Лубок изначально был весьма популярным видом народного творчества. Позже, с развитием печатных технологий, одностраничные листы начали делать промышленным способом на полиграфических предприятиях.

История возникновения и развития лубка

Лубок имеет древние исторические корни. Первыми печатные и раскрашенные вручную изображения научились изготавливать китайские мастера в VIII веке. В Европе аналогичный вид графики появился лишь в XV веке в Германии после изобретения книгопечатания. Печатные формы изготавливали сначала из древесины, а затем из металла (меди).

Лубок. «Еда благочестивых и неверующих», XVIII век

Фольклорные картинки сатирического, патриотического и прочего содержания быстро распространились по всей Европе, а в XVI веке впервые попали в Россию. Здесь их в то время называли немецкими потешными листами. Вскоре русские умельцы научились самостоятельно изготавливать печатные формы на основе техники продольной ксилографии и офорта.

Лубок. «Шут Фарнос верхом на свинье», XVIII век

В конце XVII века лубок в России подвергся гонениям со стороны властей и руководства православной церкви. Высочайшим Указом Московского Патриарха от 1674 года запрещалось покупать отпечатанные еретиками-лютеранами листки. Единственной разрешенной формой изобразительного искусства тогда были иконы, которые следовало писать в строгом соответствии с древними византийскими традициями. А почти через полвека, в 1723 году был введен запрет на изображение на печатных листках царствующих персон.

Лубок. «Мыши кота погребают», 1725

Но действия властей возымели обратный эффект. Появилось огромное количество народных мастеров-кустарей, которые делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения. Поэтому в начале XVIII века в Москве была организована специальная печатная (Изуграфская) палата для выдачи разрешений на изготовление лубков. Позже эту функцию стали выполнять специально назначенные архиереи.

Лубок. «Раскольник и цирюльник», 1770

В середине XVIII века в России начали массово открываться фигурные (печатные) фабрики по производству лубочных картинок. Вплоть до конца XIX века лубок оставался единственным широкодоступным видом изобразительного искусства в Российской Империи.

Лубок. Василий Корень. «Адам и Ева», 1792

Во время Отечественной войны 1812 года лубочные картинки стали частью официальной пропаганды. Сатирические карикатурные листки политического содержания высмеивали французов и поднимали боевой дух населения.

Лубок. «Василиса Кожина — командир партизан», 1812

В 1822 году специальным царским указом была введена полицейская цензура на изготовление любых печатных оттисков. Одновременно в России начинается бурное развитие новых техник печати: поперечной ксилографии и литографии, которые постепенно вытесняют лубок из печатного промышленного производства.

Лубок. «Сова», Начало XIX века

В начале Первой мировой войны лубочные листы еще используются в качестве политического плаката в России. Но уже через несколько лет, после Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно сдает свои позиции. Новая Советская власть делает ставку на более прогрессивные печатные технологии и быстро искореняет кустарное производство во всех регионах страны.

Типы, жанры и отличительные особенности лубка

Традиционный русский лубок имеет характерные особенности, которые отличают его от других видов изобразительного искусства. К ним относятся:

  • Яркая раскраска контурных изображений.
  • Грубая прорисовка деталей.
  • Ограниченные размеры оттиска и формы.
  • Наличие на печатном листе помимо изображения поясняющей надписи мелким текстом.
Лубок. «Генерал-майор Александр Сеславин», 1839

История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:

  • Духовный — на тему жизнеописаний святых, притч из священных книг.
  • Философский — содержащий нравственно-поучительную информацию о вреде человеческих пороков.
  • Исторический — посвященный достоверным событиям из жизни народа, а также описывающий старинные летописи и сказания.
  • Сказочный — с вымышленным сюжетом и скрытым воспитательным смыслом.
  • Политический — используемый в пропагандистских целях во время войн.
  • Сатирический — жестко преследуемый властями и едко высмеивающий недостатки общества.
Лубок. «Сказка о рыбаке и рыбке», 1878

Сегодня старинное искусство лубка не пользуется особой популярностью среди ценителей прекрасного. Но многочисленные произведения древних мастеров все же находят своих благодарных зрителей в музеях и на выставках.

Лубок. «Конек-горбунок», 1885

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится