Мария Успенская: как «обезьянка» из России научила американцев методу Станиславского
1
4
1,351
просмотров
Имя Марии Успенской по прозвищу Маручча большинству наших современников ни о чем не говорит, и это неудивительно – после того, как в 1924 г. актриса МХАТ не вернулась с гастролей в США, в СССР о ней забыли на долгие десятилетия.

В Америке о ее заслугах знают намного больше, чем на родине, ведь это она одной из первых начала преподавать актерское мастерство по системе Станиславского в США. На Бродвее Маручча прославилась в главной роли в спектакле «Обезьянка», а в Голливуде, где она начала сниматься после 50 лет, первая же роль принесла ей номинацию на «Оскар».

Актриса МХАТ Мария Успенская

О ее жизни до эмиграции известно немного. Никто не знает даже точной даты ее появления на свет: в одних источниках указывается 1876 г., в других – 1883 г., а на надгробии стоит 1887 г. Она родилась в Туле в семье адвоката. У нее были хорошие вокальные данные и развивать их она отправилась в Варшавскую консерваторию. У нее не хватило средств, чтобы пройти полный курс обучения, и занятия Мария продолжила в частной школе Адашева в Москве, где изучала актерское мастерство.

Мария Успенская в постановке МХАТ

После завершения учебы Мария Успенская стала актрисой МХАТ, став одной из 5 счастливцев, которых отобрали из 250 претендентов. На сцене этого театра она сыграла более 100 ролей. Она не была красавицей, но при этом обладала несомненным талантом и харизмой. Ее подруга тех лет Софья Гиацинтова в своих воспоминаниях писала о Марии: «Маленькая, худенькая, похожая на обезьянку – и удивительно одаренная». Немирович-Данченко ей говорил: «У вас есть больше, чем красота, у вас есть талант». У мужчин она большим успехом не пользовалась – они считали ее «своим парнем». И ее влюбленность в красавца-актера Василия Качалова осталась неразделенной. Все, что ей досталось от ее предмета обожания, – его фотография с подписью: «Маленькой женщине с большим талантом».

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская

В театре ее называли Маручча – говорят, это прозвище родилось благодаря приезжему итальянцу, который, очевидно, не смог выговорить «Маруся». В ее квартире часто собирались молодые мхатовцы, и во время одной из таких посиделок она огорошила подругу своей мечтой: «Я разбогатею и буду жить в особняке. Заведу много кошек. По утрам слуга будет вкатывать столик с завтраком. Буду кататься по всему миру и играть центральную роль – с пением и танцами, в оригинальнейших нарядах». Тога никто и подумать не мог, что вскоре эта мечта станет реальностью.

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская

В 1923-1924 гг. труппа МХАТ вместе со Станиславским отправилась на гастроли в США. Там молодые актеры пообщались с местными коллегами и узнали о том, что они получают за свою работу намного больше, даже если задействованы в массовке. И актеры взбунтовались, за что им пригрозили увольнением по возвращении в Москву. Мария Успенская была в числе «бунтарей», и она приняла решение не возвращаться из США. Даже если бы ее оставили в труппе театра, она знала, что могла рассчитывать только на роли второго плана, как и в немом кино, где она успела дебютировать до своего отъезда.

Актриса в своих кинообразах

В Америке она продолжила свою актерскую карьеру и начала выступать на Бродвее. Популярность пришла к ней после главной роли в спектакле «Обезьянка», где Успенская сыграла акробатку, «гуттаперчевую женщину». Ее невероятную пластичность и богатство мимики отмечали и в Москве, а тут ее талант заиграл новыми красками. Многие после этого называли ее «Обезьянкой». Маленькая, худенькая, подвижная, совершенно не похожая на местных красавиц-актрис, она тем не менее умела очаровывать публику. И в зрелом возрасте Маручча оставалась в прекрасной физической форме, занимаясь гимнастикой. Известный американский критик Джон Мейсон Браун говорил, что Успенская – актриса до кончиков ногтей – любой эпизод может превратить в «портрет в полный рост»: «Она самый поразительный мастер миниатюры в сегодняшнем театре».

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская
Актриса в своих кинообразах

В конце 1920-х гг. ее коллега, тоже бывший мхатовец, поляк Ричард Болеславский предложил ей открыть школу актерского мастерства. Вместе они стали пропагандировать набиравший тогда в США невероятную популярность метод Станиславского, имя которого воспринималось как «гарантия качества» в подготовке актеров. Ее характеризовали как строгого, иногда даже беспощадного педагога «с причудами». Она появлялась в студии с моноклем на шнурке вокруг шеи, со стаканом джина в руке («замаскированным» под воду), и заявляла: «Сделайте мне дружескую атмосферу».

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская
Кадр из фильма *Танцуй, девочка, танцуй*, 1940

Маручча воспитала несколько поколений будущих звезд, в числе которых был легендарный Ли Страсберг. Впоследствии он продолжил дело Успенской и открыл одну из самых известных и престижных в Америке актерский студий, среди учеников которой были Мэрилин Монро, Марлон Брандо, Роберт де Ниро и др. звезды. Ли Страсберг о Марии Успенской говорил: «Успенская была превосходной актрисой. И, конечно, она была очень прозорлива. Она сразу определяла, кто наигрывал, а кто по-настоящему, как она говорила, «жил в образе», то есть я хочу сказать, что она была великолепным педагогом».

Мария Успенская и Вивьен Ли в фильме *Мост Ватерлоо*, 1940

Вскоре у нее появилось собственное поместье возле Нью-Йорка, о котором она когда-то мечтала. А около 50 лет Маручча начала свою карьеру в Голливуде, что было исключением из всех правил – в этом возрасте актрисы обычно уже уходили из кино. Первая же роль в фильме «Додсворт» принесла ей номинацию на «Оскар». Спустя 3 года была еще одна номинация – за фильм «Любовный роман» (обе – в категории «Лучшая актриса второго плана»). При этом она продолжала преподавать, занимаясь с актерами прямо на съемочных площадках.

Мария Успенская в фильме *Мост Ватерлоо*, 1940
Мария Успенская и Вивьен Ли в фильме *Мост Ватерлоо*, 1940

Ее часто приглашали на роли европейских аристократок, а в фильме с Вивьен Ли «Мост Ватерлоо» она сыграла директора балетной школы, мадам Кирову. О популярности Марии Успенской в США свидетельствует фраза, произнесенная героиней Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»: «Бриллианты по-настоящему выглядят только на старухах, вроде Марии Успенской». В таком контексте могло упоминаться только общеизвестное имя.

Кадр из фильма *Человек-волк*, 1941
Кадр из фильма *Человек-волк*, 1941

В 1949 г. Мария Успенская ушла из жизни. Причиной стал инсульт, случившийся после серьезных ожогов, полученных во время пожара, который произошел из-за того, что актриса, заядлая курильщица, заснула с непотушенной сигаретой в руке. Ни детей, ни наследства у нее не оказалось.

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская
Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится