Ночной Париж и зарисовки от скуки
Марсель Верте родился в еврейской семье в Будапеште. Собственно, и носил он в первые годы жизни фамилию Вертеш. У него с ранних лет не возникало сомнений в собственном жизненном пути: только искусство! Учился он у известных венгерских импрессионистов, в студенчестве сотрудничал с местными журналами и газетами, однако в двадцать четыре года решился покинуть дом и найти, наконец, место по душе.
Сначала была Вена. Там он некоторое время трудился в качестве плакатиста, но недолго. Он сразу воспринимал и это место, и свою работу как временные. В 1925 году он без сожалений покинул Австрию и отправился покорять Париж. Официально он учился там в Академии Жюлиана, но настоящими «университетами» молодого Верте были ночные улицы Парижа, освещенные желтым светом фонарей, кабаре, полные музыки и смеха, цирки и… бордели.
С последними знакомство состоялось почти случайно. Художник едва обосновался в Париже, когда его попросили стать гидом для одного венгерского промышленника. Промышленник был человеком уважаемым, семейным, респектабельным – как говорится, ничто не предвещало. Но музеи и театры его совершенно не соблазняли. «Отведи-ка меня туда, где весело», - сказал он молодому человеку и заговорщицки подмигнул. Верте растерялся, поскольку в то время никаких достаточно «веселых» мест не знал и переадресовал запрос таксисту, который с пониманием кивнул и отвез их «в заведение».
Неизвестно, насколько по вкусу пришлось его посещение «респектабельному промышленнику», а вот Верте отчаянно скучал и от скуки же принялся зарисовывать присутствовавших там женщин. Две из них ему особенно понравились, он попросил хозяйку позволить ему порисовать их вблизи при хорошем освещении. И хотя он был понят неправильно, а очаровательные девушки при ближайшем рассмотрении оказались уставшими и измученными взрослыми дамами, эти легкие наброски и быстрые эскизы легли в основу иллюстраций к пьесе Пьера Мак Орлана «Jeux du Demi-Jour» и последующей серии литографий, отражающих порочную, тревожную и все же странно очаровывающую атмосферу ночной жизни Парижа.
Верте и Лотрек
Нет сомнений, что с творческой точки зрения Верте находился под сильным влиянием Анри де Тулуз-Лотрека. Он не только работал ровно в той же среде и над теми же темами. Он некоторое время и копировал работы своего предшественника, стремясь уловить лаконичность, стремительность, выразительность его творческого почерка (а еще зарабатывал тем самым на обучение в Европе). И неудивительно, что Верте «встретился» с Лотреком еще раз – уже в 1952 году, воскресив образ художника в фильме «Мулен Руж», для которого создавал костюмы. За работу над фильмом Верте получил две премии «Оскар». И сам сыграл любимого художника – правда, частично. В сценах, где показана работа Лотрека над зарисовками, карандаш в руках держат Марсель Верте.
Работа с модными изданиями
Тридцатые годы стали для Марселя Верте периодом создания самых «звездных» работ. Именно они сегодня – предмет исследований и коллекционирования. Речь идет об иллюстрациях и обложках для модных журналов, в первую очередь Vogue и Harper's Bazaar.
В его рисунках женщины всегда представали эфирными созданиями, нимфами или феями. Они танцевали в гирляндах цветов или в вихре осенних листьев, скользя по страницам, прячась от взгляда зрителя в ветвях и трепещущих лентах. Тонкий мистицизм и едва уловимый эротизм, безусловно, еще имел сходство с его ранними «кабареточными» литографиями, однако приобрел особую утонченность образов, изощренность композиции и взвинченность линий.
Сюрреализм в моде
Еще одна значимая часть наследия Верте – это рекламные плакаты, созданные для Эльзы Скиапарелли. Они познакомились на съемках фильма «Мулен Руж».
Скиап, которая обладала невероятной способностью находить единомышленников везде, где бы ни находилась, предложила ему создать серию иллюстраций для продвижения ее парфюмерной линии. Shocking Schiaparelli в его работах были не просто парфюмом, но – образом жизни, легкомысленным, игривым, экстравагантным.
Любимый Скиап «шокирующий розовый» прорывался в плакаты – в платьях прекрасных героинь, в их ироничных головных уборах, оседал помадой на губах, расцвечивал ленты… Однако самые известные рисунки Верте для Скиапарелли изображают морячка на свидании с флаконом духов в форме женской фигуры – они появились в 1942 году. Поддержка отечественной продукции во время войны была долгом для парижанок, способом продемонстрировать свой патриотизм доступными способами. Проявлял себя и столь любимый Скиап сюрреализм – букеты из нот, палитры, скрывающие женскую наготу, кисти и краски, неожиданно включенные в композицию. Кисти Верте принадлежит и портрет дизайнера.
Париж и Нью-Йорк
Когда началась Вторая мировая война, Верте, будучи еврейского происхождения, успел вовремя покинуть Европу и перебраться в Нью-Йорк, где все также успешно работал в качестве иллюстратора, декоратора и дизайнера. О его американском периоде жизни напоминают фрески в кафе Carlyle в одноименном отеле. В дальнейшем он почти всю жизнь жил на две страны, создавая декорации, костюмы и книжные иллюстрации и в Париже, и в Нью-Йорке. Помимо «Мулен Руж», в творческом багаже Верте работа и над костюмами к другим кинолентам, например, «Багдадский вор».
Последние годы жизни он, кавалер Ордена Почетного легиона, провел в столице Франции и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Работы Марселя Верте хранятся в частных коллекциях и в музеях современного искусства по всему миру.
Не только Марсель Верте отдавал должное Анри де Тулуз-Лотреку - известным поклонником и коллекционером его работ был любимы кутюрье Сары Бернар Жак Дусе.