В период передвижничества творчество живописца наполнено православной мистикой. Его картины отражают «особый путь» богоизбранности, негромкое очарование красотами русской природы и душой человека.
Биография Михаила Нестерова
Михаил Нестеров родился 19 мая 1862 года, в интеллигентной религиозной семье. Путь в художники был нелёгким. Отец, уфимский купец, намеревался передать сыну своё дело, о художественном ремесле не могло быть и речи. Но способность к живописи у Михаила проявилась также рано, как и полное равнодушие к коммерции.
Михаил Нестеров в возрасте 12 лет отправляется в Москву и поступает в учебное заведение Воскресенского. А в 1877 году, по совету наставника, — в училище живописи, где попадает в класс к самому Василию Перову, художнику-передвижнику и великолепному жанристу. Первое время пишет бытовые сценки, подражая стилю учителя. Но образы передаёт с лёгким сатирическим подтекстом. В его работах чувствуется назревание чего-то более крупного и значимого.
В 1880 году Михаил переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств на курс Чистякова, быстро разочаровывается и возвращается в Москву. Учится живописи у Прянишникова, Саврасова, Маковского — известных художников-передвижников. Пишет картины и этюды в историческом жанре. Достоверно отражает суть исторических и социальных процессов. Стремится показать едва заметные тихие движения, внутреннее состояние человека, его настроение. Часто правит и переписывает картины, добиваясь «внутренней красоты» происходящей сцены.
Упорство и бескомпромиссный подход к собственному творчеству приводят молодого художника к успеху. В 1889 году Павел Третьяков, известный меценат и галерист, приобретает картину Михаила Нестерова ещё до её официального представления на XVII Передвижной выставке. Вторую картину художника коллекционер купит на выставке передвижников год спустя.
Совершенствуя стиль письма, Нестеров вырабатывает новое направление, названное им «опоэтизированным реализмом», в котором чудесным образом рябины, берёзы и осины сочетаются с одухотворённостью человека. Не порывая с реализмом, художник приближается к символизму, показывает на холстах невидимый мир грёз и видений. Образы на картинах становятся утончёнными и бесплотными. Мастер прибегает к условности и стилизации. Его произведения становятся новым словом в искусстве. Но подвергаются жёсткой критике со стороны представителей товарищества передвижников.
С 1890 года Михаил Нестеров начинает заниматься росписью православных храмов. Церковным фрескам и иконам он посвятит более 20 лет своей жизни. Произведения этого периода творчества отражают индивидуальную позицию художника, ищущего бога. Холодная палитра и бестелесность образов приближают мастера к стилю модерн — самому модному направлению эпохи. Но сюжеты, к которым он обращается, на фоне общего упадка религиозности идут вразрез с веяниями времени.
Октябрьская революция стала для мастера сродни апокалипсису. Вернувшись в 1920 году из Армавира, он обнаружил, что мастерская разорена, картины и уникальные архивные материалы утрачены. Пытаясь преодолеть ощущение катастрофы, Нестеров сохраняет верность своим идеалам и любимому православию, но лики святых и праведников пишет теперь только за закрытыми дверями.
Чтобы остаться в профессии, художник был вынужден изменить амплуа, и стал великолепным портретистом. В последний год жизни Михаил Нестеров был удостоен высоких правительственных наград и званий. 18 октября 1942 года он умер в возрасте 80 лет.
Лучшие картины Михаила Нестерова выделить довольно трудно, посредственных произведений в наследии мастера просто нет. Вот лишь некоторые из наиболее значимых и известных работ:
- «До государя челобитчики» (1886) — картина написана в историческом жанре, передаёт мрачную атмосферу ожидания, чувство настороженности, таинственности и загадочности.
- «Христова невеста» (1887) — в работе, посвящённой памяти покойной супруги, художник отражает собирательный образ русской женщины, способной на многое.
- «Пустынник» (1889) — купленная Третьяковым картина стала событием на XVII выставке передвижников.
- «Видение отроку Варфоломею» (1890) — лучшее произведение по мнению самого Нестерова.
- «Святая Русь» (1905) — работа, которую критики сочли неудачным экспериментом.
- «На Руси. Душа народа» (1916) — последняя мистерия мастера о православии и судьбах народа.
- «Портрет И. П. Павлова» (1935) — картина, за которую Нестеров в 1941 году был удостоен Сталинской премии.