Мы привыкли к набору стандартных фактов о постройке, которые нам предлагают путеводители по Италии. Однако история главной галереи Милана куда интереснее, чем это принято считать. Все, что касается галереи, связано с торжественностью. Закладка первого камня в 1865 году состоялась в присутствии короля Италии Виктора Эммануила, в честь которого она и получила свое название.
На открытии, к слову, венценосная особа присутствовала. Местоположение – идеальное и значимое, ведь площадь у Дуомо всегда была в центре жизни города. С давних времен она принадлежала рынкам и торговцам и здесь все было по-итальянски хаотично, бесшабашно и шумно.
СЛАВНОЕ НАЧАЛО
Галерея, соединяющая две жемчужины Милана – кафедральный собор и всемирно известный театр Ла Скала, просто обязана была стать произведением искусства. Кстати, это не первая постройка такого плана. За тридцать лет до начала строительства галереи Витторио Эмануэле II уже существовала Галерея де Кристофорис, открытая и по сей день буквально в двух шагах от героини нашего сегодняшнего рассказа. Она считалась настоящим чудом, а крестьяне, заходя туда, замирали с открытыми ртами и снимали головные уборы в знак особого почтения к месту.
Впрочем, тогда жизнь Милана была совсем иной: трамваи передвигались при помощи лошадей, в черте города текли каналы, придававшие городу сходство с красавицей-Венецией, а почтовые адреса отсутствовали как таковые. Например, типичные «указания» для почтальона того времени были следующие: красный дом около моста у такого-то канала, вторая дверь слева, первый этаж и имя получателя на конверте.
И среди всего этого вырастает чудо – сверкающая, монументальная, грандиозная постройка, автором которой стал архитектор Джузеппе Менгони. Кстати, еще один любопытный факт – во время возведения галереи не было ни одной забастовки, что для итальянцев, столь любящих предаться данному занятию, практически немыслимо.
ВНЕЗАПНАЯ И ТАИНСТВЕННАЯ СМЕРТЬ СОЗДАТЕЛЯ
То, что Джузеппе Менгони сделал свое детище настоящим Чудом Света для миланцев, не подлежит никаким сомнениям. Галерея прекрасна и эстетическими характеристиками, и инженерно-техническими. Ее купол, наполняющий помещение светом, стал уникальным в своем роде.
И все шло прекрасно, пока за несколько дней до открытия галереи Милан не узнал шокирующую новость – главный архитектор упал со строительных лесов и разбился насмерть. И это в тот момент, когда все было почти готово!
Конечно же, трагедия никого не оставила равнодушным и вызвала большой отклик у жителей города. Особенно из-за передававшейся из уст в уста таинственной истории несчастной любви к незнакомке, которая якобы заставила зодчего свести счеты с жизнью. Правда это ли нет, сказать сложно, но память о Менгони живет и сегодня – на нижней части одной из арок сердобольные миланцы разместили грустную надпись о внезапной гибели творца любимой галереи.
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
Сразу же после открытия Галерея Витторио Эмануэле II стала самым популярным местом встреч. Сюда миланцы заглядывали в любую свободную минуту, ибо знали – с кем-нибудь точно удастся увидеться и поболтать. Утром, спеша на работу, трудолюбивые миланцы со свертками и обедом подмышкой (столовых тогда еще не было) забегали под стеклянные своды, чтобы полюбоваться галереей и перекинуться парой слов со знакомыми.
Ходили сюда и себя показать, наряжаясь в самые красивые наряды и дефилируя вдоль витрин. А еще горожане любили собираться здесь по вечерам, чтобы посмотреть на особое зрелище – иллюминацию. Сразу после строительства, света в галерее было немного, однако существовало газовое освещение.
Лампы зажигались одна за другой — в куполе располагался механизм, запускающий их работу. Он назывался el ratin, что на миланском диалекте означает мышь. Это действо каждый вечер собирало целую толпу любопытных зрителей!
МИНУТА СЛАВЫ И ЯРМАРКА ТАЛАНТОВ ДЛЯ АКТЕРОВ
Пришлась по нраву галерея и артистам, они стали устраивать под ее куполом импровизированные постановки. Таким образом здесь возник своеобразный «рынок» певцов и актеров — творческие личности приезжали в миланскую галерею со всех окрестных городов, а конферансье выбирали здесь исполнителей для своих театров и постановок, смотря и слушая всех претендентов.
Любопытно, что даже если актер оказывался не самым талантливым и проваливал показ, получая в качестве отзывов летящие в него помидоры, на следующее утро он мог снова заявиться в галерею и поучаствовать в очередном «кастинге». То, что не сложилось вчера, может получиться сегодня – не мудрствуя лукаво, размышляли актеры. К тому же, выступающий всегда оказывался в выигрыше, если работу в театре он не находил, то просто собирал деньги со зрителей и исчезал в неизвестном направлении.
ТУРИНСКИЙ БЫК И РИТУАЛ НА СЧАСТЬЕ
Вы наверняка замечали столпотворение в левой части галереи, где на полу располагается изображение символа Турина – быка? Считается, что если повернуться на его причинном месте три раза, то исполнится заветное желание. За годы существования галереи, несчастный бык получил дырку вместо мужского достоинства и постоянную очередь из желающих исполнить свою мечту.
Кстати, ритуал появился как раз благодаря тем самым актерам, что собирались под куполом каждый день. Всем хотелось немного удачи, лучших предложений и ролей, и дабы привлечь к себе внимание фортуны, они начинали утро около того самого быка, придумав нехитрую последовательность действий. Актеры давно исчезли, а созданный ими ритуал мало того, что сохранился, так еще и стал популярен как никогда. Особенно у туристов.
ТАЙНОЕ ОКНО ГАЛЕРЕИ
Еще одна особенность галереи, неизменно бросающаяся в глаза, — это окна в полу. Они составляют часть узора и несли немаловажную функцию – освещали подземный этаж. Да-да, под галереей есть пространство, где раньше располагались склады. Горожане, гуляющие вдоль книжных лавок, магазинов и кафе, не догадывались о дополнительном помещении и не обращали на окна никакого внимания.
Тем временем, за ними оттуда поглядывали работники склада, собиравшиеся аккурат под источником света и с интересом наблюдавшие за публикой. Особенная радость охватывала их, когда мимо проходила барышня – с ракурса снизу все прекрасно просматривалось, даже если юбка была самого пуританского кроя. Вот чем жил тогда Милан!
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГАЛЕРЕИ
Деятельность подземного этажа понятна, а что же располагалась на остальных? Конечно же, лавочки и магазины, общее число которых равнялось 1260-и. На первом располагались книжные лавки и кафе, самое первое открыл Гаспаре Кампари – тот, кто придумал знаменитый одноименный ликер. Его заведение «Al Camparino» до сих пор встречает гостей у входа в галерею.
Далее, Biffi – элегантное кафе, владелец которого прославился на весь Милан своей находчивостью. У Biffi было десять дочерей, и все мысли заботливого отца были заняты только тем, как бы их устроить замуж. Публика в галерее была самая элитная, поэтому, не долго думая, он поставил дочерей разносить напитки клиентам, надеясь, что девушки привлекут к себе внимание и выйдут удачно замуж. Расчет оказался верным: по прошествии недолгого времени все чада нашли себе солидных мужей и упорхнули из гнезда отца.
Чуть поодаль располагался ресторан Gambrinus – любимое место утонченных особ и великосветской публики, пивная Stolker и кафе Manzoni — на его месте затем появился Savini, открытый и в наши дни. Ресторан был рядом с театром Мандзони, а это значит, что публика оттуда неизменно наполняла заведение. Деятели искусства, богема, журналисты, писатели, либреттисты, ученые, дирекция театра. Одним словом, это был настоящий творческий Олимп и весьма престижное место.
Но особенно всем запомнился небольшой рыбный ресторанчик «Бонола», носящий фамилию своего владельца. Устрицы, что подавали там, нахваливал весь Милан. Деликатес прекрасно сочетался с шампанским и винами, а доставлялся в ресторан ежедневно утренним поездом. «Бонола» облюбовали светила искусства из другого театра, гремящего на весь мир, — Ла Скала. Например, здесь можно было запросто встретить Пуччини, музыкантов, солистов, композиторов и дирижеров. Те, кто был вхож в круг небожителей, частенько ничего не платили за трапезу — и это был удачный маркетинговый ход, ведь остальным гостям заведения приходилось основательно раскошеливаться — по факту они платили за всех.
Но, привыкнув к определенной атмосфере, царившей в его личном мирке, хозяин ресторана Бонола из-за собственной гордыни в один прекрасный день попал в неприятную ситуацию. К нему зашел неизвестный сеньор, попросивший меню, чтобы понимать, во сколько ему может обойтись обед. На что владелец заявил, что здесь так не принято и мало того, что выставил гостя, так еще и наградил его парой пинков. Этим незадачливым господином оказался министр итальянского правительства, и подобная выходка не прошла для Бонола бесследно. Легендарное заведение не сохранилось, однако сегодня под сводами галереи остались другие магазины, кафе и книжные, что существуют уже более столетия.
Кстати, когда окажитесь в галерее, не забудьте поднять глаза к потолку, ведь наверху, замыкая пространство под куполом, красуются мозаичные изображения частей Света: Африки, Америки, Азии и Европы. Но ведь их пять, возразите вы! И будете абсолютно правы – создатели галереи решили использовать далеко не все.
Между прочим, данный факт вызывал недовольство и у миланцев – есть четыре континента, а где же пятая, важнейшая часть света – Милан, шутили они. Все это лишний раз свидетельствует о любви жителей к своему городу, его истории и монументам, и, конечно же, к галерее, которая, как и прежде, находится в самом центре бурной миланской жизни.