Не прошли цензуру: 6 советских фильмов, которые запрещали
468
просмотров
Какие картины (и почему) так и не вышли в прокат, а если и вышли, то были сняты с показа уже через несколько дней?

Полочным кино назывались те советские фильмы, которые были запрещены еще до выхода в прокат или же сняты буквально через несколько дней после премьеры. Безнравственные, по мнению власти, картины не должны были попадать на большие экраны, а если и попадали, то на помощь приходили разгромные статьи в советских газетах. После ослабления цензуры некоторые фильмы все же доходили до зрителей и завоевывали их внимание, а другие так и оставались «на полке». Предлагаем вспомнить несколько фильмов, которые были запрещены к показу и представляли из себя угрозу для нравственного и идеологического состояния советского человека.

«Закон жизни»

«Закон жизни»

Не зря говорят, что закон жизни — та еще интересная вещь. Чаще мы влюбляемся в «плохих» и попадаем под их очарование, не успев моргнуть и глазом. Почти так же произошло и в фильме «Закон жизни». Запрещен он был именно из-за того, что Огнерубов, секретарь обкома комсомола, придя на прощальный вечер выпускников медицинского института, влюбляет в себя девушку, к которой испытывает искренние чувства главный герой, а главное — пропагандирует распутный и веселый образ жизни. Такой подход, конечно же, не пришелся по душе советским властям. Как отрицательный, «гнилой», но при этом обаятельный мужчина может очаровать зрителей в отличие от нравственно правильного, положительного главного героя. Виновным был признан сценарист Александр Авдеенко, за что был исключен из Союза писателей и партии и выселен вместе с семьей из собственного дома.

«Урок литературы»

«Урок литературы»

Изначально этот фильм был создан для того, чтобы наглядно показать зрителям, каково это перестать врать всего на один день. Эта идея кажется настолько наивной, что запреты и цензура никак не должны были коснуться этого фильма, но все оказалось не так просто. Власти болезненно восприняли идею честного дня, ведь в обычное время человек также должен был вести себя порядочным образом. Основой стал рассказ Виктории Токаревой «День вранья». Как можно заметить, даже изменение названия не повлияло на цензурированный вердикт. Цензоры заметили: «Что значит „день без вранья“? А в остальное время советская власть врет?». Двумя важными факторами также стали следующие: главный герой, вступив на тропу правды, портит отношения с коллегами и невестой, да и в принципе его поведение не достойно порядочного советского гражданина. По более поздним оценкам зрителей фильм можно смело назвать добрым и приятным для просмотра.

«Иван Грозный»

«Иван Грозный»

Один из самых популярных полочных фильмов — черно-белая картина «Иван Грозный», которая вышла в прокат в 1945 году. Сам Иосиф Сталин отдал приказание приступить к съемке фильма. Команда во главе с председателем Комитета по делам кинематографа Ивана Большакова должна была работать без выходных и перерывов, а вся еда на съемочной площадке была смазана керосином, чтобы никто не мог ее попробовать (фильм снимался во время Великой Отечественной войны). Первая серия была выпущена в январе 1945 года и получила награду — Сталинскую премию I степени. Судьба второй серии оказалась абсолютно противоположной: режиссера Сергея Эйзенштейна обвинили в неверном изображении исторических фактов, ведь он показал Ивана Грозно как слабохарактерного и безвольного человека. Более того, Сталин якобы увидел параллель между собой и экранным правителем и был крайне этим не доволен. В результате и первая серия была снята с проката.

«Скворец и Лира»

«Скворец и Лира»

Еще один знаменитый фильм известен благодаря тому, что ответа почему именно он был запрещен, никто так и не получил. Существуют две наиболее распространенные теории. Двухсерийная военная драма была посвящена истории супругов-разведчиков, и на момент выхода фильма (апрель 1974 года) в Западном Берлине только разразился скандал с арестом советского разведчика КГБ Гюнтера Гийома. В таком случае картина была, мягко говоря, не к месту. Другое объяснение было связано с Любовью Орловой, одной из самой известной советских актрис, которая находилась уже в преклонном возрасте (71 год) и была недовольна тем, как в результате выглядит на экране. Партнер по фильму был моложе на 24 года, и съемочная команда делала все, чтобы эта разница не была столь заметной. Например, в кадрах женщина появлялась только в перчатках, чтобы не оголять кисти рук, а в крупных кадрах ее место занимала дублерша. Во многих сценах ни свет, ни специально подобранные ракурсы не спасали ситуацию, и картина больше походила на жуткую историю, где главная героиня озабочена лишь одним — желанием выглядеть моложе, чем она есть на самом деле.

«Сердца четырех»

«Сердца четырех»

В военное время цензура была особо значима для правящей партии, что подтверждает история фильма «Сердца четырех», который должен был выйти в прокат в 1941 году. Этого не случилось по четко объясненной причине: в военное время необходимо делать упор на героическое, серьезное кино, а не развлекать публику легкими комедиями с банальным, пошловатым любовным сюжетом. По словам Иосифа Сталина, каждая картина имеет большое общественно-политическое значение, поэтому цензоры сразу же урезали количество развлекательных фильмов. О жизнерадостном и веселом фильме вспомнили только по окончании войны (но критики все еще были непреклонны и не воспринимали фильм как стоящее произведение искусства). Зрители же с большим удовольствием наблюдали за развитием сюжета, где две сестры уехали из Москвы на дачу (старшая преподавала математику солдатам, остановившимся неподалеку). Череда забавных моментов и частых встреч, естественно, приводит к зарождению чувств между героями.

«Комиссар»

«Комиссар»

Этот фильм стал четким показателем того, как революция может разделить общество на два класса. Вне зависимости от того, что вкладывал в ее создание Александр Аскольдов, линия идеологии не была выстроена так, как того требовала советская идеология и, конечно, власть. Революция — неизбежное героическое будущее человечества или же зарождение насилия и зла? К сожалению, такие открытые вопросы не возможно было задавать в 60-х годах XX века. Особым триггером стали и сомнения героини Клавдии Вавиловой, которой приходится выбирать между семьей и политической «верностью». Удивительно, что режиссер тайно сохранил единственную копию пленки тогда, когда ее было приказано уничтожить. Вопрос будущего этой неверной картины был поставлен настолько остро, что «Комиссар» безоговорочно отправился на полку, а в дальнейшем его сюжет увидели 3,5 миллиона человек.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится