Не прошли цензуру: Урок литературы, Интервенция еще 4 запрещенных советских фильма
710
просмотров
В СССР под запретом были многие западные фильмы, потому что не соответствовали моральному облику советского гражданина. Но оказывается, что и кинокартины, снятые советскими режиссерами, часто запрещали к показу. Смотрим, кого забанили на большом советском экране и за что.

«Закон жизни» .Режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов, 1940 год

«Закон жизни» .Режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов, 1940 год

Эта картина шла на экранах всего несколько дней и была снята с проката после разгромной рецензии в газете «Правда».

По сюжету выпускники мединститута устраивают прощальный вечер, на который приходит секретарь обкома комсомола Огнерубов. Он превращает приличный вечер в пьянку, откровенно агитирует за свободную любовь и очаровывает девушку, в которую влюблен главный герой.

В неподписанной рецензии «Фальшивый фильм» автор писал:

На пьянку и разложение подбивает студенческую молодежь руководящий комсомольский работник Огнерубов — циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодежь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи. Авторы фильма дают полный простор своему герою Огнерубову, проповедующему беспорядочную любовь и разврат. По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии.

Итог — отрицательные герои фильма оказались куда обаятельнее положительных, и картину срочно запретили. Виновным в этом назначили автора сценария Александра Авдеенко. Его выселили из дома, где он проживал с семьей, и исключили из Союза писателей и партии.

«Иван Грозный». Режиссер Сергей Эйзенштейн, 1945 год

«Иван Грозный». Режиссер Сергей Эйзенштейн, 1945 год

Сейчас в это трудно поверить, но последний фильм великого режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятый по сценарию, утвержденному лично Сталиным, был запрещен к показу после проката.

Идею создания фильма о первом в истории России царе высказал сам Иосиф Сталин и попросил найти лучшего режиссера. Съемки с самого начала проходили с трудом: например, в них активно вмешивался председатель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков. Он требовал, чтобы премьера фильма состоялась как можно быстрее и предлагал режиссеру отдать часть работы ассистентам, чтобы съемки не прерывались ни на день. При этом еду на съемочной площадке приходилось смазывать керосином, чтобы ее не съели: фильм снимался в годы Великой Отечественной войны, и вся съемочная группа голодала.

Тем не менее первая серия была выпущена в прокат в январе 1945 года и одобрена лично Сталиным. Режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию фильма глава Советского Союза не одобрил. Исследователи считают, что Сталин увидел в ней нелестные параллели с его собственным правлением. Фильм был запрещен, а первая серия немедленно снята с проката. В сентябре 1946 года Центральный Комитет ВКП (б) объяснил причины запрета кинокартины так:

Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.

Сергей Эйзенштейн добился личной аудиенции у Сталина и после долгой беседы получил разрешение переснять картину. Однако закончить фильм режиссер не успел: он скончался в 1948 году от сердечного приступа. Картина вышла на экраны 10 лет спустя, в 1958-м, уже после смерти вождя народов.

«Комиссар». Режиссер Александр Аскольдов, 1967 год

«Комиссар». Режиссер Александр Аскольдов, 1967 год

Александр Аскольдов должен был снять патриотичную картину о Гражданской войне. Главной героиней стала комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) — суровая женщина, привыкшая к тяготам военной жизни и утратившая все женское, что было в ней до войны, поэтому неожиданная беременность приводит Клавдию в ужас: ей приходится покинуть гарнизон и поселиться в многодетной семье бедного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков). И поначалу она там незваный гость и лишний рот, но только до тех пор, пока хозяйка дома не узнает о ее беременности.

Аскольдову поручили снять духоподъемное патриотическое кино, но вместо этого режиссер показал пронзительную человеческую драму. В фильме нет ничего ни о политике партии, ни о подвигах Красной армии, зато есть история об общечеловеческих ценностях: любви, семье, детях.

Это был первый и последний художественный фильм, снятый Александром Аскольдовым. Картину не показали ни одному зрителю, а режиссёра уволили со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии и лишили возможности работать по профессии.

Все копии фильма приказали уничтожить. Однако режиссер Сергей Герасимов, которому и было поручено это сделать, не подчинился приказу. После его смерти в 1985 году в личном сейфе режиссера обнаружили всего две вещи: партбилет и единственный сохранившийся негатив фильма «Комиссар». Премьера фильма состоялась 8 июля 1987 года.

«Интервенция». Режиссер Геннадий Полока, 1968 год

«Интервенция». Режиссер Геннадий Полока, 1968 год

После громкого успеха «Республики ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция». Спектакль о большевиках-подпольщиках к тому времени уже год с неизменным аншлагом шел на сцене Московского Театра сатиры, так что картине предрекали оглушительный успех. К тому же актерский состав фильма был поистине звездным: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева, Ефим Копелян, Валентин Гафт, Сергей Юрский.

Однако фильм был запрещен за то, что якобы показывал большевиков в неуважительном комичном виде.

Съемочная группа написала письмо на имя Брежнева, однако ответа не последовало. Фильм был выпущен на экраны только в 1987 году.

«Урок литературы». Режиссер Алексей Коренев, 1968 год

«Урок литературы». Режиссер Алексей Коренев, 1968 год

Фильм снят по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья». По сюжету молодой учитель литературы не любит свою работу и чувствует, что должен что-то изменить в жизни. Однажды он решает говорить только правду, но это приводит к неожиданным последствиям: коллеги его не понимают, а невеста уходит.

Первоначально фильм назывался так же, как и литературный источник: «День без вранья», но по требованию цензуры был изменен. По воспоминаниям Георгия Данелии, который помогал дорабатывать сценарий, название картины показалось цензорам двусмысленным: «Что значит «День без вранья»? А в остальное время что, советская власть врет?»

Но и после смены названия фильм не увидел свет. Поведение главного героя сочли идеологически неверным и недостойным советского гражданина.

«Скворец и Лира». Режиссер Григорий Александров, 1974 год

«Скворец и Лира». Режиссер Григорий Александров, 1974 год

Самый известный запрещенный в СССР фильм — «Скворец и Лира», истинную причину запрета которого никто и не знает. По одной версии, двухсерийная военная драма про супругов-разведчиков так и не вышла в кино из-за разгоревшегося в апреле 1974 года шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома.

По другой версии фильм запретила сама Любовь Орлова, увидев себя на экране. Самой знаменитой и титулованной советской актрисе к тому времени уже был 71 год, а играла она тридцатилетнюю женщину. Ее экранный партнер Петр Вельяминов, муж героини Орловой по фильму, был моложе актрисы на 24 года. Съемочная группа шла на различные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы (например, она ни разу не появилась в кадре без перчаток, скрывающих немолодую кожу рук, а в сценах, где показать руки было необходимо, Орлову заменяла дублерша). Дмитрий Щеглов, написавший биографическую книгу об актрисе «Любовь и маска», так описывает эпизоды этой киноленты:

Был эпизод в сцене с Петром Вельяминовым, где она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре. Она была озабочена лишь тем, как и на сколько лет выглядит. О ее руках уже достаточно было сказано. Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы. Работа сводилась к постановкам «мизансцены ресниц». Настоящая тема картины — отчаянная борьба Орловой со временем. Это был фильм, где двое людей — постановщик и главная исполнительница — в равной степени не чувствовали, не видели, не знали своего возраста. По студии ходили весёлые байки, чем-то похожие на анекдоты, которые в то время травили об анемичных старцах из политбюро. «Скворец и лира» быстро переименовали в «Склероз и климакс». Любочку, впрочем, старались щадить.

Так или иначе, но «Скворец и Лира» не был показан ни в кино, ни по телевидению.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится