Не только Хачатурян: Мирабаль, Чынг, Бронте, Сун - сестры жертвы и борцы, ставшие символами в родных странах
749
просмотров
Мария, Крестину и Ангелину Хачатурян чаще всего упоминают просто как сестёр, не перечисляя имён. Дело не только в удобстве - дело в том, что они попали в архетип сестёр, ставших символов. Хачатурян олицетворяют собой острый вопрос семейного насилия, они стали символом тех 83% женщин-убийц, сидящих в тюрьмах, которые убили своих многолетних мучителей. Сёстры из разных стран неоднократно становились символами.

Сёстры Мирабаль

Деле, Мария Тереса, Патриция и Минерва Мирабаль - национальные героини Доминиканской республики, символ сопротивления местному кровавому диктатору Траухильо. Трёх из них убили по его приказу. Выжила Деде. В народе их зовут "Бабочками Мирабаль" - в Латинской Америке остался отзвук дохристианской сакральности бабочек, в которых воплощались некоторые богини, так что по доминиканским меркам это очень уважительное и нежное прозвище.

Коллаж из фотографий трёх из сестёр.

И сами сёстры, и их мужья были участниками революционного движения. Естественно, они постоянно оказывались в тюрьме. 25 ноября 1960 года три сестры, Мария Тереса, Минерва и Патриция, вместе со знакомой отправились на свидания к арестованным мужьям. На обратной дороге их ждала засада. Сотрудники секретной полиции забили женщин палками насмерть, а изуродованные тела сбросили в овраг.

Когда их тела обнаружили (и смогли опознать сначала только по количеству), это вызвало общественный шок. Многие до того аполитичные обыватели стали поддерживать революционеров, и вскоре на диктатора устроили ответную засаду. Его застрелили, режим пал, а сестёр Мирабаль чествуют до сих пор. Про них написано много песен, стихов, книг и киносценариев.

Памятник сёстрам Мирабаль.

Сёстры Чынг

Во Вьетнаме поклониться сёстрам Чынг можно во многих храмах страны. В первом веке нашей эры, когда намвьеты были завоёваны китайцами, и многие умеющие держать оружие мужчины были убиты, сёстры Чынг, потомки старинного правящего рода по материнской линии, собрали армию из женщин и мужчин разных сословий, обучили их и прогнали китайцев.

Правда, Китай прислал новый войска во главе с опытным генералом. Тому пришлось применить весь свой опыт, чтобы разбить намвьетов, у которых держать оружие теперь умели почти все. Он разрезал армию сестёр Чынг на куски и уничтожал её по одному отряду. Сёстры проиграли и покончили с собой, чтобы избежать надругательства, но стали символом свободы своей страны и готовности бороться за эту свободу.

Сёстры Чынг на боевых слонах

Сёстры Бронте

Шарлотта, Эмили и Энн Бронте сейчас входят в число классиков английской литературы, и есть мало любителей почитать, которую не познакомились хотя бы с "Джейн Эйр" или "Грозовым перевалом". Однако при жизни сёстрам пришлось пробиваться в литературу, которая в викторианскую эпоху считала присутствие женщин излишним, а заработок пером для девушки - немного непристойным.

Сёстры выросли в семье священника-ирландца и английской домохозяйки. Их мать рано умерла, а отец отличался крайне суровым нравом и постоянно следил, как бы его детей что-нибудь не разбаловало. Девочки годами ужинали одной картошкой, чтобы не приучать я чревоугодничать, пока отец на их глазах ел мясо.

Кадр из фильма *Сёстры Бронте* 1979 года.

Детям запрещена была вышитая или яркая одежда и обувь, слишком развлекательная литература, принимать подарки тоже было запрещено. Зато дозволено было разнообразно творчество, и отцу очень нравилось, когда дети писали истории или эссе. У девочек почти не было других развлечений, так что они выросли писательницами.

Но мир был не слишком готов видеть романы под женскими именами, и сначала они пытались публиковать я под мужскими. Только когда романы Шарлотты стали популярны, она открыла своё имя публике. Позже она помогла издаться роману Эмили, и он, посвящённый теме насилия в семье, произвёл огромный скандал. Надо сказать, тему домашнего насилия затрагивала и Шарлотта.

Кадр из фильма *Джен Эйр* 2011 года.

Сёстры Бронте в результате стали как символом борьбы женщины за право творить, так и символом протеста против жестокости по отношению к детям, и лицом английской литературы - как считают многие, коллективным "лицом номер два" после Шекспира. Их романы переиздаются и экранизируются без конца. Не повезло только роману Энн, первый роман которой был слишком уж благовоспитанным и морализаторским, а второй - слишком радикальным для широкой публики.

Сёстры Сун

Эти три сестры так отметились в китайской политике, что их троих китайцы часто называют "Династией Сун". Они стали символом того, с какими разными целями люди ищут пути наверх. Всё три сестры в первой половине двадцатого века вышли замуж за очень влиятельных мужчин и распорядились открывшимися возможностями по-разному. Как говорят про них китайцы, "одна из них любила деньги, одна любила власть и одна любила Китай".

Сёстры Сун начали свой путь как дочери пастора-евангелиста.

Первая, Айлин, стала женой богатого предпринимателя и премьер-министра Китая. Она немедленно наняла себе преподавателей английского и европейской культуры и в сороковых уехала в Нью-Йорк. Её сын стал богатым нефтепромышленником в США.

Вторая, Мэйлин, стала женой китайского президента-милитариста Чан Кайши. Во время войны с Японией она немало сделала для того, чтобы добиться возможной поддержки других стран для Китая, но коммунисты, пришедшие к власти позже, естественно, вспоминали только частные выходки своей идеологической противницы - случаи, когда она упивалась своим высоким положением. В конце концов она тоже переехала в США.

Третья сестра, Цинлин, вышла замуж также за деятеля консерваторской партии, но вошла в историю за свою гражданскую и политическую активность. Она выступала против репрессий Чан Кайши, а в коммунистическом Китае занимала несколько должностей по очереди. Она начала с основания Китайской лиги прав человека ещё при консерваторах и закончила на посту почётной председательницы Китайской Народной Республики.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится