Малышка Вера
Несколько лет Илья Репин ждал, прежде чем просить руки Веры Шевцовой. Дело было не в его нерешительности, а в возрасте возлюбленной. Когда он впервые увидел Веру, она была совсем еще малышкой. Ему сразу пришлась по душе вдумчивая кареглазая сестренка Алексея Шевцова – его друга. В доме Шевцовых Илья Ефимович бывал очень часто. Время шло, Вера взрослела, и будущий знаменитый художник полюбил ее.
Юная невеста
Шевцовы не подозревали о его чувствах, все в доме, кроме Верочки, были уверены, что он влюблен в старшую дочь.
Окончив Академию художеств, Репин сделал предложение семнадцатилетней Вере. В феврале 1872 года они обвенчались. Родители Веры не были в восторге. Они считали, что она слишком юна и еще сложно судить, будут ли они с Репиным подходящей парой. Жизнь показала, что родители были правы.
Безмятежные годы
Менее чем через год после свадьбы у молодой четы родилась дочь. Ее назвали Верой. В 1873 году Репин с семьей уезжает за границу. Около трех лет они проведут во Франции и Италии. Репин много работает. Именно в это время он создает одну из своих самых волшебных картин – «Садко», которая позже будет приобретена цесаревичем Александром Александровичем, и за которую художник получит звание академика.
За границей у Репиных родилось еще трое детей: Надежда, Татьяна, и Юрий. В 1876 году они возвратились в Россию. И шесть лет прожили в Москве. Это были самые безмятежные годы в жизни Репиных. Вера Алексеевна была просто идеальной женой и матерью.
Ей было нужно не так уж и много. Тихое семейное счастье, любимые дети и муж, принадлежащий только ей, делившийся с ней своими мыслями, планами.
Перемены не к лучшему
Но в 1882 году они переехали в Петербург и их жизнь изменилась кардинальным образом. Дом Репиных перестал быть тихим семейным очагом. Многие искали знакомства с обаятельным знаменитым живописцем. От природы общительный Илья Ефимович, которому изрядно приелось спокойное однообразие московской жизни, с удовольствием окунулся в водоворот новых впечатлений, событий.
А Вере Алексеевне казалось, что мир вокруг нее рушится. В ее доме постоянно были какие-то люди. Репин стал уделять ей гораздо меньше внимания. Не особо красивая, да и не особо образованная супруга, основными заботами которой были здоровье детей, хозяйство, всякие там щи-борщи, стала уходить на задний план. Теперь Илья Ефимович был постоянно окружен поклонницами. И, что уж греха таить, он не раз давал Вере Алексеевне серьезные основания для ревности. Он ей изменял, а скрыть этого не умел, а может быть и не особо хотел. Его брак не оправдал его надежд. Мечтательная девочка, образ которой он когда-то нарисовал для себя, перестала быть его музой. Теперь это была просто издерганная семейными дрязгами женщина.
Может быть Вере Алексеевне следовало отнестись снисходительнее к изменам мужа. Рассматривать их лишь как неизбежное следствие увлекающейся и эмоциональной натуры художника, жадной до новых впечатлений. Но она не смогла, да и мало кто бы смог на ее месте. После каждой интрижки Ильи Ефимовича она устраивала настоящий скандал. Жизнь их постепенно превращалась в ад. Дети приняли сторону матери и в этом их нельзя винить.
Измена мужу
Возможно, что именно обида и желание насолить неверному супругу толкнули Веру Алексеевну в объятия молодого художника Владимира Перова (сына знаменитого Василия Перова). Узнав об этом, Илья Ефимович с позором выставил Перова из дому. О прегрешении жены немедленно стало известно всем. Репин вообще любил посвящать знакомых в подробности его несчастливой семейной жизни.
Такая наполненная скандалами жизнь, конечно, не могла продолжаться слишком долго. В 1887 году, после 15 лет брака, Илья Ефимович и Вера Алексеевна расстались. Через несколько лет Репин сделал попытку примирения и, какое-то время они вновь зажили одной семьей, но очень ненадолго.
Вера Алексеевна Репина скончалась в 1919 году.
Второй брак
Второй женой художника, но уже гражданской, стала писательница Наталья Борисовна Нордман, особа разносторонне образованная.
Что интересно, с ней Репин тоже прожил 15 лет. Казалось бы, он нашел подходящую для себя спутницу жизни. Но эти годы были не очень удачными для него, как для художника, фантазия его почти иссякла. Видимо Вера Алексеевна значила для него гораздо больше, чем он сам предполагал когда-то. От Нордман – супруги-интеллектуалки никакого семейного уюта и щей-борщей он не дождался. Отвар из сена Наталия Борисовна считала самым полезным напитком.