![Константин Коровин: почему аукционы проводят повторные экспертизы картин русского импрессиониста](https://homsk.com/upload/media/posts/2022-01/12/konstantin-korovin-pochemu-aukciony-provodyat-povtornye-ekspertizy-kartin-russkogo-impressionista_1641985294-b.jpg)
За последних два десятка лет с молотка ушло более 900 его живописных работ на общую сумму 89,5 млн долларов. Правда, нередко продажи полотен живописца сопровождались скандалами и разборками по поводу их подлинности. Почему так - далее, в нашем обзоре.
Константин Коровин (1861–1939) — выдающийся русский живописец-импрессионист рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя во многих видах искусства: архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Его немногочисленные проекты выставочных павильонов оказали заметное влияние на развитие стиля модерн в русской архитектуре. Коровин был одним из лучших сценографов своего времени. Однако наиболее яркую страницу он занял в истории отечественного искусства как живописец.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-1-1641985295.jpg)
Константин Алексеевич, будучи сыном купца, имел в жизни все для безбедного существования. Однако выбрал для себя путь художника, который был устлан и лаврами, и колючим терном. Постигать азы живописи Коровин начинал в Московском художественном училище, а продолжил в Академии художеств Санкт-Петербурга. Его наставниками были известные живописцы той эпохи В. Поленов и А.Саврасов. Непросто было яркому, харизматичному и жизнерадостному студенту в рамках академических требований. Пытаясь найти себя в пейзажной живописи, посредством новаторских идей, он вызывал лишь нарекания преподавателей.
Но начинающий художник не унывал. Он вскоре нашел то, что искал в Париже, как, впрочем, и многие мастера той эпохи. Заграничная поездка и новые знакомства оказали существенное влияние на творчество художника. Он всерьез увлекся импрессионизмом, символизмом, пробовал себя в других направлениях. Его первые попытки причалить к импрессионизму уже ярко видны в «Портрете хористки», который поражал публику и глубиной цветовой палитры и атмосферностью. Именно эту картину современники называли первым вестником импрессионизма в русской живописи. По словам же самого Коровина, у импрессионистов Франции он нашел все то, за что его нещадно ругали на родине.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-3-1641985295.jpg)
Вернувшись в Россию Коровин активно включился в творческую и общественную жизнь: регулярно выставлял свои картины на выставках, поддерживал политзаключенных, сотрудничал с театрами, с Валентином Серовым совершил творческую поездку на Русский Север, а также преподавал в Московском училище живописи.
Однако, вскоре, грянувшая революция, сломала судьбы многим из русской интеллигенции: кто сам бежал от режима, а кого настоятельно попросили уехать из страны. Ну, а Коровину, попросившему разрешения у властей на временный выезд за границу, чтобы подлечить жену и сделать сыну-инвалиду протезы, в 1922 году удалось легально выехать из России. Думалось - на время, оказалось - навсегда.
Он ехал из Москвы с надеждой на лучшую жизнь, однако на этот раз столица Франции для художника оказалась не такой дружелюбной. Коровину была уготована несладкая жизнь эмигранта, который остался практически без средств к существованию. Его агент, который должен был доставить картины художника из Москвы в Париж, бесследно исчез вместе с картинами, оставив Коровина в полной нужде. К этому добавилось множество других проблем: сам художник постепенно начал терять зрение, состояние его больной туберкулезом жены - все больше усугублялось. Протезы для сына Алексея из-за безденежья так и не удалось сделать. И тот от безысходности несколько раз пытался свести счеты с жизнью.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-5-1641985295.jpg)
Но даже в таком критическом состоянии Константин Алексеевич продолжал активно трудиться. Не имея возможности заниматься живописью, он переключился на написание рассказов. Но и этого совершенно не хватало на нужды семьи. Поэтому художник занимал деньги, у кого только мог, однако деньги, присланные другом Борисом Красиным на билет обратно в Россию, Коровин хранил свято. Но вернуться на Родину Коровину было уже не суждено. Скончался художник в 1939 году в Париже в возрасте 77 лет.
Самые дорогие картины Константина Коровина
Разве мог Константин Коровин, 16 лет бедствуя и голодая в маленькой парижской квартирке в 1930-х годах, знать, что пройдет каких-нибудь 60-70 лет и цена его полотен, которые он отдавал за сущие гроши при жизни, будет исчисляться миллионами долларов. Именно сколько стоят нынче некоторые картины Коровина. В наши дни его импрессионизм высоко ценится на международных аукционах. По суммарным продажам всех его работ за период с 2000 года по начало 2021 года он занимает тринадцатую позицию в категории русских художников. Всего за этот промежуток времени было продано 909 его картин на общую сумму 89,5 млн долларов.
«Мастерская художника, Гурзуф, Крым»
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-8-1641985295.jpg)
Первым полотном Константина Коровина, перешагнувшим миллионную отметку, была картина «Мастерская художника, Гурзуф, Крым», ушедшая с молотка в 2006 году на «Русских торгах» аукционного дома Sotheby`s за 1,3 млн. фунтов стерлингов. (1,7 млн долларов). Гурзуф был особенным местом для Константина Алексеевича. Он там отдыхал душой и телом, получал невероятное вдохновение для творчества. Именно здесь художник построил себе дачу, дав ей поэтическое название «Саламбо», и обустроил в ней мастерскую с видом на море. В ней он нередко начинал день с утренних этюдов, а завершал вечерними.
«Вид с террасы. Гурзуф». 1912
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-10-1641985295.jpg)
Рекордная цена в рейтинге художника принадлежит картине «Вид с террасы. Гурзуф». На аукционе Sotheby`s в 2008 году она ушла с молотка за 1,5 млн фунтов с учетом комиссии. (1,93 млн долларов). На переднем плане картины видим открытую террасу «Саламбо», которую украшают высокие олеандры с яркими розовыми цветами. Внизу плещет море, лаская волнами согретые крымским солнцем гурзуфские скалы.
«У окна». 1923
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-12-1641985295.jpg)
«Натюрморт с розами и фруктами». 1917 г.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-14-1641985295.jpg)
«Гитарист»
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-16-1641985295.jpg)
«Рыбаки в Охотино». 1916
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-18-1641985295.jpg)
«В саду». 1923
Одна из последних крупных продаж состоялась в 2020 году на аукционе Christie's. В торговом доме была выставлена очередная "солнечная картина" художника под названием «В саду». Это полотно вызвало такой интерес на аукционе, что с первоначального эстимейта 200-300 тысяч цена взлетела до 1,2 млн фунтов стерлингов. Это было обусловлено тем, что эта картина еще в 1923 году была представлена художником на персональной выставке в Берлине. О художнике тогда много писали в прессе по всей Западной Европе, репродукцию же картины «В саду» печатали во многих журналах. Она была представлена как одна из самых ярких произведений живописи Коровина. Этот факт и вызвал такой ажиотаж вокруг полотна.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-20-1641985295.jpg)
И это лишь несколько примеров продаж картин русского импрессиониста Коровина. Напомним, более 900 работ импрессиониста уже прошло через аукционные дома и осели в музеях, частных и корпоративных коллекциях.
Подлинники и копии
А вот подытоживая вышесказанное, хотелось бы еще отметить, что торги, в особенности русским искусством, редко обходятся без казусов. В случае с Константином Коровиным это происходит чаще всего. По той причине, что экспертам бывает сложно отличить настоящие произведения мастера-импрессиониста от их копий, выполненных сыном художника - Алексеем Коровиным. В свое время он неплохо перенял манеру, чувство колорита и технику своего прославленного отца. И таким образом, пытался заработать на жизнь, когда отец полностью ослеп, и позже, когда тот умер. Особенно хорошо ему удавались цветочные натюрморты. Именно с ними зачастую и происходит путаница.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-23-1641985295.jpg)
А свое время Коровин-младший получил художественное образование под руководством своего отца. С раннего возраста был хорошо знаком с театрально-декорационным искусством. В 1918 стал членом «Мира искусства», участвовал в выставках объединения в 1918-21 годах. В 1920 экспонировал свои работы в XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро в Москве.
И все возможно сложилось бы в жизни молодого человека по-другому, если бы не трагический случай. 18-летним юношей, будучи безответно влюблённым в подругу детства Иру Шаляпину, он сделал девушке предложение, на что та ответила отказом. В отчаянии, долго не раздумывая, Алексей бросился под трамвай. В результате попытки суицида парень изрядно покалечил обе ступни. Находясь между жизнью и смертью, Алексей переносил одну операцию за другой. Однако обе изуродованные конечности в итоге пришлось ампутировать. Этот трагический случай самым негативным образом отразился на его психическом состоянии. После он неоднократно совершал попытки самоубийства. Последняя была в 1950 году во время очередной депрессии, после которой Алексей - не выжил.
Продолжение во внуках
Но и на этом история художников Коровиных не закончилась. Во Франции в наши дни живет внук Константина Алексеевича - Алексей ги Коровин, также художник. На вопросы журналистов о его знаменитом предке: "Оказал ли ваш дед на вас влияние как на художника? Учил ли он вас рисовать?", Алексей Алексеевич отвечает: "Нет, он умер, когда мне было 10 лет. Я начал рисовать, когда мне было 50. Я рисую только себя, я нигде специально не учился. Правда, отец показывал мне в детстве, как рисовать... Я рисую для удовольствия. Рисование — это мое хобби. И хотя я никогда не ставил целью продавать свои картины, продал довольно много во Франции."
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2022-01/12/40033-entry-26-1641985295.jpg)
В январе 2020-го картины Алексея ги Коровина были впервые представлены русской публике на выставке «Воспоминания о Париже и его окрестностях» в московском Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына. И также, как у знаменитого деда, любимой темой произведений Алексея Коровина стал Париж и его окрестности.
А для тех, кто не знает о том, что у всемирно известного импрессиониста родной брат также был художником - наша публикация: Братья-художники Коровины : Два разных мировоззрения, две противоположности, две непохожих судьбы.