Фасады для московских дворян проектировали в едином стиле
После знаменитого пожара 1812 года и изгнания Наполеона Москва начала застраиваться новыми домами.
Один из них – особняк коллежского советника Гаврилы Палибина в Долгом переулке (сейчас это улица Бурденко). Современный район Хамовники в те годы был тихой окраиной, где проживало много небогатых дворян. В своих маленьких усадьбах они держали скот, так что здесь царила тихая сельская атмосфера.
Известно, что хозяин дома работал в Московской межевой канцелярии, имел государственные награды, жил скромно и семьи у него не было. Палибин прожил в этом доме до преклонных лет, умер в 76 года и был похоронен на одном из московских кладбищ.
Это одноэтажное здание площадью чуть больше 320 кв. метров считается одним из самых старых домов Москвы, построенных из дерева.
Фасад, выполненный в стиле позднего московского классицизма, получился скромным и в то же время изысканным. К сожалению, имя автора проекта не сохранилось. Известно только, что восстановлением сгоревшей московской застройки в те времена занималась специальная комиссия, в которой «фасадным» направлением руководил архитектор Осип Бове. Так что построен дом по типовому проекту, разработанному комиссией «образцовых фасадов». По велению императора Александра I, разномастную московскую застройку архитекторы должны были привнести к единому стилю и окрасить дома строго в предложенные им цвета. Один из них – серо-голубой («дикой»), который и выбрал для своего дома Палибин.
Дом Палибина выходит фасадом на так называемую красную линию. Очень красива и необычна лепнина, включающая растительный орнамент (в том числе из пальмовых листьев), изображения горгон и ихтиокентавров.
С другой стороны дома окна выходят во двор, где расположены небольшой палисадник и хозпостройки. Отсюда вид на здание намного скромнее.
В 1847-м дом немного перестроили (задняя его часть была увеличена), а еще через 10 лет по бокам особняка появились две застекленные веранды.
Пролетарии не оценили изысканных изразцов
После революции дом был национализирован, в него поселили жильцов, разбив внутренние помещения на коммуналки. Новые хозяева не заботились о сохранении внутреннего убранства старинного дома и на свое усмотрение делали в комнатах перепланировку и ремонт. Именно в этот период, к сожалению, особняк утратил западную веранду-галерею.
В начале 1980-х здание отдали Министерству мясной и молочной промышленности, переселив его жильцов по другим адресам. Министерству полагалось провести в здании серьёзную реставрацию, и тут специалистов ждали два невероятных сюрприза.
В ходе предреставрационного обследования помещений в парадных комнатах особняка была обнаружена уникальная, невероятно красивая отделка стен и потока. Она представляла собой изображения, выполненные на двух слоях бумаги, и хорошо сохранилась. Фактически этот вид – «предок» обоев, который был распространен в позапрошлом веке и в наши дни практически уже нигде не сохранился. Обычно такую интерьерную живопись художники выполняли вручную, поэтому стоили такие «обои» очень дорого. Встречались они в основном во дворцах и в очень богатых особняках. Поэтому обнаружить подобное покрытие стен в обычном московском особняке небогатого дворянина было просто удивительно.
Оказалось, что после революции кто-то из новых жильцов дома Палибина, делая ремонт, решил проложить стены и потолок войлоком из верблюжьей шерсти и покрыть его сверху штукатуркой, что и позволило «обоям» так хорошо сохраниться. Они фактически были законсервированы на полтора столетия.
И это не единственная важная находка реставраторов. Помимо «рукописных обоев», в доме сохранились интересные изразцы. Они украшали печь в подсобке, причем много лет оставались скрытыми от посторонних глаз, поскольку были заклеены толстым слоем газет. Вероятно, изначально изразцы покрывали большие печи, но советским жильцам такие «излишества» пришлись не по вкусу. Пролетарии сняли изразцы и перенесли их в подсобное помещение, выложив из них «сборную солянку», а вместо них парадные печи обложили обычным белым кафелем.
Поскольку такие серьёзные находки увеличили стоимость реставрации, министерство эти работы не потянуло и вовсе отказалось от здания. Особняк был передан Институту реставрации, и в нем три десятка лет размещались мастерские и помещения для проведения выставок и другие культурные мероприятия.
Реставрация особняка началась только пять лет назад. Сначала специалисты расчистили и ошкурили деревянные поверхности здания и провели их «консервацию», а затем покрыли краской и защитным слоем. В реставрационных работах участвовало около 600 человек, включая волонтеров. В ходе работ были восстановлены и фасад, и внутренняя часть – паркетный пол, стены, двери, печи.
Увидеть воочию, какие дома строили в Москве после пожара 1812-го, можно еще на одном примере. Интересный деревянный раритет сохранился также в Малом Власьевском переулке.