Последние римляне и эпос варварской Европы
Когда Римская империя была на грани исчезновения, её культурный код был ещё довольно живуч. В 5 столетии христианский клир стал интеллектуальной элитой: именно из-под его пера выходили самые значительные литературные и философские произведения переходной эпохи. Основными задачами христианской церкви были две вещи: христианский мир без границ и внедрение своей концепции жизни варварскому миру, вытеснения старых мифологем.
В формировании концепции новой жизни через литературу преуспели несколько фигур. Безусловно, это Аврелий Августин и так называемые «Последние римляне» — Северин Боэций и Флавий Аврелий Кассиодор. Блаженный Августин, хоть и отрицал всё античное, но совершенно последовательно передавал своё восприятие действительности согласно логике человека Pax Romana. «О христианской борьбе» и «О граде Божьем» стали, пожалуй, его основополагающими произведениями, в которых основным мотивом был принцип познания на достойных примерах.
Северин Боэций по праву может считаться основоположником средневековой общественной мысли. Неоплатоник, создавший философию универсального общего порядка в своём трактате «Об утешении философией», фактически задал тон средневековой философской литературе.
Его современник, работавший при дворе остготского правителя Теодориха Великого в конце 5 века, Флавий Кассиодор в большей степени делает упор на исторические произведения: «История готов» и «Наставление в науках божественный и светских» задали новое понимание культуры в варварских обществах. В данном случае также следует вспомнить готского хрониста Иордана «О происхождении и деяниях готов» 6 века.
Пласт эпоса в Средние Века, прежде всего, связан с дохристианской традицией будущих варварских королевств. Знаменитая англосаксонская поэма «Беовульф» рассказывает об обществе Скандинавии 6−7 века, «Песнь о Нибелунгах» отсылает к истории Европы эпохи Великого переселения народов, «Похищение быка из Куальнге» повествует о древнеирландских героях, Старшая и младшая Эдда знакомит с мифологией Скандинавских стран. Следует отметить, что в письменном варианте до широкой публики эти сказания дошли лишь в 12−13 веках.
Каролингское и оттоновское возрождения
С конца 8 века в Западной Европе был запущен процесс обращения к античным традициям для создания некого универсального культурного поля. Речь идёт об империи Карла Великого, которая стремилась к достижению высокого интеллектуального уровня. Книжная культура и литература в этот период обрела должное влияние на развитие европейских монархий. Книжные скриптории Галлы и Фульды пользовались популярностью. Позднее, уже при императорах из Саксонской династии (Оттонах) появляются центры в Льеже и Амьене, где переводиться множество хроник и философских опусов. Книга становиться более доступной.
Романский стиль и путь к лирике
В 12 веке личность Пьера Абеляра и его произведение «История моих бедствий» всколыхнула общественность. В его философских размышлениях можно найти больше свободы, а если говорить о его переписках с возлюбленной Элоизой, то можно обнаружить достаточно смелые вещи, которые найдут своё отражение в любовной лирике. В это же время получают широкую известность ваганты и миннезингеры. Молодость, бессословность, безнациональность. переплетается с любовными делами. Миннезингеры поют о любви и о региональных темах: это целая плеяда авторов, которая задавала тон культурной жизни центральной Европе.
Провансальская литература вообще взрастила культ прекрасной дамы и куртуазной культуры. Появляются новые жанры — альба (стихи о расставании любимых), баллада (стихи или песни, связанные с весенними обрядами), романс (любовная линия проходит сквозь важные события), сервента (песнь о службе сеньору) и пастораль (бытовые рассказы).
Далее на арену выходит неподражаемый Артуровский цикл от Гальфрида Монмутского и рыцарские романы вроде «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. И, конечно же, «Песнь о Роланде». Это драмы и приключения, притчи и романтические истории.
Гуманистическая литература
Италия 13 века стала родиной новых литературных поветрий. Политическая ситуация менялась: Священная Римская Империя стремилась распространить своё влияние на богатые города. Шла борьба между гвельфами (сторонниками независимости) и гебелинами (сторонниками сближения с империей). Флорентийский поэт Данте Алигъери выступал за объединение с имперской властью, за что и был изгнан из города. Его философские трактаты «Пир» и «О красноречии», где ставится вопрос языка. Возрождение начинается с возрождения языка. Но главным его произведением и переломным для эпохи была «Божественная комедия».
В 14 веке были сформированы основные идеи гуманизма благодаря деятельности Франческо Петрарки. Его последователем стал Джованни Боккаччо. Петрарка в своих произведениях впервые поставил вопрос о человеке как о центре мира, цель которого улучшать себя для блага мира. А также важным мотивом являлся патриотизм.
Эти идеи неизбежно проникали на север, где совершенно причудливым образом легли на местные особенности. В 15 веке начинается взращивание гуманистической литературы в Германии и на территории Нидерландов. Конрад Цельтис, Эразм Роттердамский и многие другие авторы Северного возрождения знакомили общество с новыми идеями. «Оружие христианского война» Эразма стало основополагающим для нового движения. Построение царства божьего на земле — основная цель подобных произведений. Книгопечатание ускоряет процесс повышение вовлеченности социума в литературу. Появляется острая политическая и социальная сатира от Ульриха фон Гуттена, Себастьяна Брандта и Ганса Сакса.
Ренессанс предвосхитил реформацию, которая в целом начала менять общественное сознание и в целом карту христианского мира.