Паоло Уччелло (Paolo Uccello; родился 15 июня 1397 — умер 10 декабря 1475 гг.) — выдающийся итальянский художник XV века, яркий представитель религиозного, исторического и портретного жанров. Паоло Уччелло известен в европейской живописи, в первую очередь, благодаря новаторскому подходу к решению проблемы визуальной перспективы. У него не было последователей, поэтому стиль творчества мастера значительно отличается от манеры написания картин других художников эпохи Раннего Ренессанса. Многие факты из биографии живописца навсегда утрачены, но гениальный итальянец оставил потомкам множество прекрасных произведений.
Паоло Уччелло писал картины и фрески, испытывая сильное влияние традиций живописи поздней готики, поэтому многим его работам присуща пышная декоративность. По свидетельству современников, художник очень любил рисовать животных, в особенности — птиц, благодаря чему и получил прозвище Uccello (в переводе с итальянского — «птица»).
Биография Паоло Уччелло
Паоло Уччелло (настоящее имя — Паоло ди Доно) появился на свет 15 июня 1397 года в небольшом городке Пратовеккьо в центральной части Италии. Его отец был парикмахером, а предки матери принадлежали к числу лучших представителей флорентийской знати.
В 15-летнем возрасте Паоло стал учеником великого скульптора Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), чья мастерская в те годы была самой известной школой искусств во Флоренции. Во время учебы молодой художник познакомился и близко подружился с Донателло (Donatello), с которым сохранил теплые приятельские отношения на всю оставшуюся жизнь.
Паоло Уччелло оказался блестящим учеником и уже через два года его приняли в Гильдию живописцев Флоренции, хотя вплоть до середины 1420-х годов молодой живописец продолжал обучение у Гиберти. Примечательно, что на момент зачисления в гильдию Паоло исполнилось всего 17 лет, что свидетельствует о его недюжинных способностях к изобразительному искусству.
Относительно, того, кто обучал Уччелло живописи, никаких достоверных данных не сохранилось. Возможно, он был талантливым самоучкой, ведь Гиберти, все же, всю жизнь работал скульптором, но этот момент навсегда останется тайной для потомков.
Уже к 1424 году Паоло Уччелло стал профессиональным художником, зарабатывая себе на жизнь написанием фресок и картин. На первых порах заказчиков помогали ему найти влиятельные родственники по линии матери, но очень скоро мастер перестал нуждаться в подобных протекциях.
В 1425-1431 годах Паоло Уччелло большую часть времени провел в Венеции, лишь изредка наведываясь во Флоренцию. Инициатором длительной командировки был влиятельный дядя художника Део ди Део Беккути, который отправил племянника в качестве культурного посланника, чтобы укрепить союз между двумя республиками. Во время пребывания в Венеции Паоло трудился над созданием мозаик для фасада Дворца Дожей, но эти работы не сохранились до наших дней.
Вернувшись во Флоренцию, Уччелло приобрел дом и занялся созданием фресок для местных церквей. Параллельно, он писал картины и проектировал витражи, периодически совершая поездки в близлежащие города Падую, Прато и Болонью для выполнения заказов. Этот 20-летний период творчества был самым продуктивным и успешным в финансовом отношении для художника.
В 1452 году Паоло Уччелло женился на Томмасе Малифици, а уже через год у него родился сын, которого отец назвал Донато в честь своего друга Донателло. В 1456 году появилась на свет дочь Антония, которая впоследствии стала монахиней-художницей.
К тому времени Уччелло почти достиг 60-летия — весьма почтенного возраста по меркам той эпохи. Из-за проблем со здоровьем он стал намного меньше работать, и постепенно его слава померкла. Последний крупный заказ — серию из трех картин «Битва при Сан-Романо» для Козимо Медичи (Cosimo Medici) Паоло исполнил в 1460 году, а затем стал больше времени уделять больной жене и, в итоге, перестал творить.
На склоне лет художник оказался не нужен никому, кроме своих близких, а его семья испытывала сильные материальные затруднения. Неоднократно он обращался за помощью к властителям Флоренции, но на его просьбы никто не обращал внимания. 11 ноября 1475 года Паоло Уччелло умер в возрасте 78 лет. Похороны мастера были скромными, а его могила до сих пор находится в Базилике Санто-Спирито — одном из лучших шедевров архитектуры Раннего Ренессанса, построенных Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi).
Самые известные картины Паоло Уччелло
Великий мастер итальянской живописи за свою жизнь создал немало прекрасных произведений. К сожалению, значительная часть его творческого наследия на сегодняшний день утрачена, но много работ все же сохранилось. К самым известным картинам Паоло Уччелло можно по праву отнести:
- «Надгробный памятник Джону Хоквуду» (1436) — оригинальная монументальная фреска размерами 7 х 4 метра, посвященная памяти выдающегося английского полководца, воевавшего за Флорентийскую республику. Это произведение находится в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, где изначально был похоронен Хоквуд.
- «Битва при Сан-Романо» (1456-1460) — самое знаменитое произведение мастера, написанное на историческую тематику. Серия состоит из трех картин, которые сегодня находятся в разных музеях мира: Лондонской Национальной галерее, Галерее Уффици во Флоренции и Парижском Лувре.
- «Святой Георгий и дракон» (1460) — одна из самых старых картин в европейской живописи, из числа написанных маслом на холсте. Произведение со сказочным сюжетом создано в соответствии с революционными на тот момент правилами линейно-центрической перспективы.
- «Охота в лесу» (1470) — последняя картина великого художника. На ней отчетливо заметны черты, присущие живописи как поздней готики, так и Раннего Возрождения.
Паоло Уччелло навсегда останется в памяти потомков смелым новатором изобразительного искусства и талантливым художником. Своими достижениями в области линейной перспективы он открыл дорогу многим поколениям живописцев последующих столетий и приблизил начало великой эпохи Возрождения в мировой культуре.