Первые роли, прообраз Дяди Степы и неидеальный Гоша: чего не знают зрители о Алексее Баталове
428
просмотров
4 года назад, 15 июня 2017 г., оборвалась жизнь одного из самых известных советских актеров, любимца миллионов зрительниц, неотразимого Гоши из фильма «Москва слезам не верит», народного артиста СССР Алексея Баталова.

Первый успех пришел к нему намного раньше съемок в этом фильме, ведь еще в конце 1950-х гг. о нем заговорили в Каннах, а его фамилия была известна еще до того, как он начал сниматься в кино! За что актер не любил своего самого знаменитого героя, и почему «Дядя Степа» Михалкова был похож на него как две капли воды – далее в обзоре.

Крестьянская фамилия и знаменитая творческая семья

Крестьянская фамилия и знаменитая творческая семья Николай, Владимир и Алексей Баталовы

В этой семье все были незаурядными людьми, творческими и талантливыми. Родоначальником актерской династии стал дядя Алексея, Николай Баталов – выходец из крестьянской семьи, с 17 лет выступавший на сцене МХТ под руководством Константина Станиславского. В 19 лет он начал сниматься в немом кино, и фильм «Мать» с его участием стал шестым в списке самых лучших картин мирового кино. Спустя почти 30 лет ту же роль в одноименном фильме исполнил и его племянник, Алексей Баталов. В 32 года Николай сыграл главную роль в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь». Его младший брат Владимир, отец Алексея, тоже стал актером театра и кино, но больше был известен как помощник Станиславского и режиссер-педагог киностудии «Мосфильм».

Мать Алексея Баталова, Нина Ольшевская

Мать Алексея, Нина Ольшевская, дочь главного лесничего Владимирской губернии и польской аристократки, графини Понятовской, тоже была ученицей Станиславского и выступала на сцене МХТ, но в эпизодических ролях и массовых сценах. Позже она перешла в Театр Красной Армии, но и там главных ролей ей не доверяли. Ее талант раскрылся в большей степени в режиссуре и педагогике: во время войны в эвакуации Ольшевская стала основателем Бугульминского русского театра, на сцене которого в 14 лет впервые появился перед зрителями ее сын Алексей, а после возвращения в Театр Красной Армии обучала актерскому мастерству молодых артистов. Близкой подругой Нины Ольшевской была Анна Ахматова, и она часто бывала в их доме, а одно время даже жила вместе с ними, и Алексей в детстве был уверен в том, что она – его «приемная бабушка».

Начинающий актер Алексей Баталов

Родным городом Нины Ольшевской был Владимир, а позже она переехала в Москву. Алексей Баталов рассказывал: «Я – москвич, но родили меня во Владимире. Фамилия наша, Баталовы, – крестьянская. Она происходит от слова «ботало» – это колокольчик, который вешали на шею коровам. Дядя Коля Баталов уверял, что пошел наш род от Баталини – был такой цирюльник при дворе Екатерины II. Но во МХАТе и не такое придумывали!». Родители Алексея развелись, когда ему было 5 лет, и его воспитанием занимался отчим – писатель-сатирик, сценарист и карикатурист Виктор Ардов. Именно он поддержал пасынка, когда тот решил рискнуть своей карьерой во МХАТе и написать заявление об уходе из-за того, что его пригласили сниматься на киностудии «Ленфильм».

Первые кинороли

Первые кинороли Алексей Баталов в фильме *Зоя*, 1944

Первое появление Алексея Баталова на экранах зрители вряд ли запомнили – это был эпизод в фильме о партизанке Зое Космодемьянской, его имя даже не упоминалось в титрах. На съемочную площадку он попал в 16 лет не благодаря знаменитым родственниками – однажды к ним в класс пришли сотрудники киностудии, и основным условием для съемок в кино был не только артистизм, но и хорошая успеваемость. Баталов сразу подтянулся в учебе и получил свою первую кинороль. Родители отреагировали на его дебют со всей строгостью профессионалов: «Прежде чем сниматься в кино, нужно учиться!» После этого он не снимался 10 лет.

Кадр из фильма *Большая семья*, 1954

В Школу-студию МХАТ Баталов поступил только со второго раза. Родители могли похлопотать за сына, но для него было важно добиться успехов самостоятельно. В 26 лет актер получил свою первую главную роль в кино в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». Этот режиссер стал его крестным отцом в кино и позже снял его в своих фильмах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «В городе С.». В те времена Хейфиц разглядел в нем то, чего не видели другие. Баталов говорил: «Снявшись у Хейфица в роли младшего сына Журбиных, я был как в тумане. Я толком не мог вспомнить, как все это произошло: много лет не годился и вдруг попал в кино, да еще в цветное, рядом с такими китами, как Андреев, Лукьянов, Кадочников! Когда Иосиф Ефимович Хейфиц дерзнул попробовать меня на роль Гурова для чеховской «Дамы с собачкой», в кулуарах студии тотчас взметнулся ураган недоумений, несогласий и разочарований».

Алексей Баталов в фильме *Дама с собачкой*, 1960

Фильм «Дама с собачкой» консультировала одна пожилая дворянка, которая помнила дореволюционную эпоху. Увидев походку Баталова, она недовольно заявила: «Он косолапит! Так русские интеллигенты той эпохи не ходили». Раздосадованный актер пытался исправить походку, но у него так ничего и не получилось. А когда они приехали на съемки в Ялту, к Баталову подошел старик-лодочник и сказал: «Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь, как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И между прочим, молодой человек, у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова. Он тоже чуть косолапил...».

«Летят журавли»

«Летят журавли» Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме *Летят журавли*, 1957

Громкая слава и признание пришли в Баталову в конце 1950-х гг., когда он вместе с Татьяной Самойловой снялся в фильме «Летят журавли», удостоенном главного приза – «Золотой пальмовой ветви» – Каннского кинофестиваля. Никто не знал о том, что на съемках этого фильма актер серьезно пострадал: в одной из сцен ему нужно было во время драки упасть в реку. Баталов рухнул прямо на торчавшие из воды стволы деревьев и ветки и сильно поранил лицо. Ему наложили несколько швов, и он уже мысленно попрощался с актерской профессией. К счастью, порезы быстро зажили, и уже через месяц Баталов смог вернуться на съемочную площадку. А его кинокарьера после международного триумфа пошла на взлет.

Прообраз Дяди Степы

Прообраз Дяди Степы Дядя Степа был как две капли воды похож на Баталова

Первой женой актера стала Ирина Ротова, с которой они жили в одном дворе и встречались с 16 лет. Едва дождавшись совершеннолетия, они зарегистрировали брак. Вот только он долго не продержался – Баталов рассказывал, что теща была им очень недовольна и постоянно говорила дочери о том, что актер – профессия несерьезная и неподходящая для семейной жизни. А вот с тестем, художником-карикатуристом Константином Ротовым, у Алексея сложились прекрасные отношения.

Дядя Степа и его прообраз

Баталов признавался: «Ротов в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, и, представьте себе, милиционер приобрел мое лицо! Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Степы тоже! Значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был дядей Степой, но это действительно так!» Дочь Ирины Ротой и Алексея Баталова Надежда рассказывала: «Отец ему не позировал. Он просто за ним наблюдал в быту и делал зарисовки. Вариантов было много. Но завершить начатое не удалось. В тот же год без предъявления каких-либо обвинений дед был отправлен на бессрочное поселение в Северо-Енисейск. И, как вы знаете, книга с его иллюстрациями была издана только в 1957 году…».

Неоднозначный Гоша

Неоднозначный Гоша Алексей Баталов в роли Гоши в фильме *Москва слезам не верит*, 1979

Несмотря на невероятный успех в кино и большое количество главных ролей, большинству зрителей Алексей Баталов запомнился в роли Гоши из фильма «Москва слезам не верит». Его героя обожали, миллионы зрительниц искали мужчин, похожих на него. А вот сам актер этих восторгов не разделял и так рассуждал о своем персонаже: «Одинокие советские женщины его не рассмотрели как следует. Он прославил меня, и я ему, конечно, благодарен. Но я прекрасно понимал, для чего весь этот Гоша был нужен. Он нужен был только для того, чтобы сколько-нибудь благополучно закончились двухсерийные мытарства несчастной женщины. Но разве он идеален? Не удивлюсь, если через три дня после свадьбы он ударит любимую бутылкой по голове. А почему нет, если он от первой жены ушел. Все дело было в необходимости хэппи-энда. Толстой, кстати, издевался над этим. Он говорил: когда я читаю в финале романа, что они поженились, у меня возникает впечатление, что человека загнали в клетку ко льву и на этом оборвалось повествование. Да и какой же Гоша идеальный! Бросил жену, пристает в электричке к незнакомой женщине, пьет вусмерть, дерется…».

Алексей Баталов в роли Гоши в фильме *Москва слезам не верит*, 1979

Два сезона любви Алексея Баталова: лишь две женщины оставили глубокий след в душе и жизни артиста

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится