Мизиа Серт: как эмигрантка родом из России стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»
268
просмотров
Эта женщина была одной из самых неординарных личностей своего времени. Она не создала ни одного художественного произведения, но вершила судьбы в мире искусства, благодаря ей появились десятки шедевров. Ее самым главным творением стала собственная жизнь, а самым главным талантом – умение распознавать гениев и завоевывать их сердца.

Рожденная в Санкт-Петербурге полячка Мизиа Серт после эмиграции во Францию стала самой близкой подругой Коко Шанель, доверенным лицом Сергея Дягилева и музой знаменитых художников Тулуз-Лотрека, Ренуара, Боннара и Вюйара.

Мизиа Годебска, 1890

И мать, и отец Мизии были поляками, но она родилась в Санкт-Петербурге из-за семейной драмы, разыгравшейся накануне ее рождения. Ее отец, скульптор и архитектор Киприан Годебски, занимался в Санкт-Петербурге оформлением интерьеров императорского дворца. Когда его жена Софи получила анонимное письмо, где сообщалось о его неверности, она тут же приехала в Россию. Оказалось, Киприан завел роман с младшей сестрой ее матери, и она тоже ждала от него ребенка. Изнуренная долгой дорогой и доведенная до отчаяния этими новостями, Софи родила дочь раньше срока и скончалась при родах.

Мизиа Натансон, 1901

Мария София Ольга Зинаида Годебска, или Мизиа (ласковое – от имени Мария), как ее называли родные, позже призналась, что так и не смогла простить отцу ни этого предательства, ни того, что мачеха по полгода держала ее под замком за малейшие провинности, а потом, после переезда семьи в Париж, на 6 лет отправила ее в пансион при церкви Сакре-Кер. Ей пришлось рано повзрослеть и взять судьбу в свои руки. В 14 лет она, повздорив с мачехой, при помощи друга семьи сбежала из дома и отправилась в Лондон, а потом вернулась в Париж и зажила самостоятельной жизнью, средства для которой ей приносили частные уроки игры на фортепиано. В 15 лет Мизиа вышла замуж за 19-летнего кузена Таде Натансона.

Мизиа и Таде Натансон, 1890-е гг.

Ее раннее замужество не было продиктовано большой любовью – она просто хотела вырваться из-под опеки отца и заниматься тем, что ее больше всего увлекало, – искусством. Ее муж вместе с братьями издавал журнал «La Revue blanche», где печатали статьи обо всех культурных событиях Парижа, публиковали произведения Поля Верлена, Гийома Аполлинера, Оскара Уайльда и Марселя Пруста, а иллюстрации создавали художники Пьер Боннар и Анри де Тулуз-Лотрек. Обладая безупречным художественным вкусом, Мизиа стала главным идеологом и негласным редактором этого журнала. Она часто сама искала авторов и читала рукописи, и редакторы полагались на ее вкус, ведь у нее было безошибочное «чутье на гениев».

Мизиа в студии Анри де Тулуз-Лотрека, 1895
Анри де Тулуз-Лотрек. Мизиа за фортепиано, 1897

В их доме собирался весь цвет парижской богемы, художники и поэты гостили у них неделями, и все они восхищались красотой, умом и щедростью юной хозяйки. Ее муж был богат, и Мизиа раздавала чеки, договаривалась о заказах, устраивала благотворительные вечера. Она никогда не скрывала того, что очень любит находиться в центре внимания, а это ей не составляло труда. Ей нравилось окружать себя талантливыми людьми и владеть их умами и душами, за что она получила прозвище «пожирательницы гениев». Для многих выдающихся поэтов и художников она стала музой. Малларме расписал своими стихами ее веер, Тулуз-Лотрек, Боннар и Ренуар, с которым ей приписывали роман, изображали ее на своих картинах. Ренуар создал 7 ее портретов!

Огюст Ренуар. Мизиа с собачкой, 1906. Фрагмент
Слева – Пьер Боннар. Мизиа и Таде Натансон, 1906. Справа – Феликс Валлоттон. Мизиа за туалетным столиком, 1989

Вскоре Мизиа стала настоящей законодательницей мод в Париже: если на концерте, спектакле или выставке она начинала аплодировать, ее примеру следовали многие – уж если она оценила, значит, это действительно достойно похвал. Аристократы стали приглашать ее в свои салоны, и Мизиа превратилась в завсегдатая светских вечеров. Однажды на одном из таких мероприятий она познакомилась с крупным промышленником Альфредом Эдвардсом. Хотя он был женат, тут же принялся ухаживать за Мизией и придумал хитрую уловку: он предложил ее мужу стать спонсором его проектов, а взамен потребовал… отдать ему жену! Альфред развелся и сделал ей предложение. Он был так настойчив, что в 1905 г. Мизиа стала миссис Эдвардс. При этом не скрывала того, что главным аргументом стали миллионы ее нового супруга.

Жан Эдуар Вюйар. Мизиа у фортепиано, 1896. Фрагмент
Слева – Пьер Боннар. Мизиа, 1908. Справа – Огюст Ренуар. Портрет Мизии Серт, 1904


Муж подарил ей 100-футовую яхту, на которой она подолгу жила и принимала гостей. Однажды для нее там пел сам Энрико Карузо, а она попросила его замолчать, потому что ей захотелось послушать крики чаек. Своим богатством Мизиа по-прежнему распоряжалась, как хотела, и тратила огромные суммы на искусство. Для прикованного к инвалидному креслу Ренуара она велела построить в их доме специальный лифт, чтобы художник по-прежнему мог ее навещать и писать ее портреты. Мизиа покровительствовала многим молодым талантам и признанным мэтрам. О себе она говорила: «Я не уважаю искусство, я его создаю!»

Жан Эдуар Вюйар. Мизиа Натансон, 1899
Слева – Л. Бакст. Сергей Павлович Дягилев, портрет с няней, 1905. Справа – С. Дягилев, фото

Именно благодаря ей «Русские сезоны» Сергея Дягилева, из-за которых поначалу он терпел убытки, стали очень успешными. В наши дни Мизиа была бы профессиональным продюсером – она диктовала моду и превращала спектакли в сенсации. Постановки Дягилева, премьеры которых провалились, благодаря ей вскоре проходили при переполненных залах. Для него она стала главной советчицей, другом и меценатом. Знаменитый импресарио восхищался ее деловой хваткой, безупречным вкусом, умением вести дела и считал крестной матерью русского балета в Париже.

Коко Шанель

Нет ничего удивительного в том, что судьба свела Мизию с еще одной законодательницей мод – Коко Шанель. Они стали очень близкими подругами. Коко признавалась, что Мизиа многому ее научила, привила ей художественный вкус и познакомила со всем артистическим Парижем. Шанель моделировала одежду, а ее подруга умело ее преподносила, была ее главной «витриной»: все, что она носила, тут же стремились заполучить в свой гардероб все парижские модницы. Позже в своих мемуарах Коко написала: «Мизиа была единственной женщиной, которую я и поныне считаю гениальной».

Мизиа (в центре) с Коко Шанель в 1923 г. в Венеции
Муза знаменитых художников Мизиа Серт

Ее брак с Эдвардсом завершился очень предсказуемо: супруг потерял голову от молодой актрисы и развелся с Мизией. Она горевала недолго и вскоре вышла замуж. Ее третьим мужем стал испанский художник Хосе Мария Серт. Его она действительно любила и позже так писала о своих браках: «Натансон был другом детства, и я, пятнадцатилетний ребенок, вышла замуж за товарища. Очаровательного товарища, тонкого и культурного, которому я обязана лучшим в своем умственном и духовном развитии. Эдвардс был почти ровесником моего отца и сделал из меня самую избалованную девочку на свете. А с Сертом я как равная вступала в жизнь. В первый раз я испытала ослепляющее, успокаивающее и грозное чувство чего-то окончательного».

Пьер Боннар. Мизиа на диване, 1914

Вместе они прожили 20 лет, но и этот брак завершился так же – Серт влюбился в юную красавицу. Последние годы Мизиа провела в полном одиночестве. Она пристрастилась к морфию и утратила смысл жизни. Единственным человеком, который поддерживал ее до последних дней, была Коко Шанель. Именно она провожала ее в последний путь в 1950 г. В 2015 г. в парфюмерной коллекции «Шанель» появился новый аромат. Его назвали «Мизиа» – в честь женщины, которую она считала своей самой близкой подругой.

Муза знаменитых художников Мизиа Серт
Муза знаменитых художников Мизиа Серт

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится