Биография Петра Федоровича Соколова
Петр Федорович Соколов появился на свет в 1791 году в Москве. Детство его было неблагополучным: изначально обеспеченный отец проиграл в карты все имущество и умер, когда его сыну было меньше года. Оставшись одна, мать будущего художника жила очень бедно. В 1800 году она переезжает в Санкт-Петербург в надежде пристроить сына учиться за казенный счет. В училище при Императорской академии художеств бесплатно принимали одаренных мальчиков, и знакомый чиновник помог воспользоваться этой возможностью.
Петр Федорович Соколов попал в класс исторической живописи, считавшийся лучшим в Академии. Одновременно с ним учился Карл Брюллов с братьями. Обучение длилось десять лет. В 1809 году была написана выпускная работа «Андромаха оплакивает убитого Гектора», получившая малую золотую медаль. Такая медаль не давала права на оплачиваемую поездку в Европу, и Соколов решил задержаться в Академии еще на год для повторной попытки. Но он так и не смог попасть в число лучших, ведь его талант не тяготел к масштабным картинам на исторические и мифологические темы.
В 1810 году Соколов выпустился со званием художника 14 класса. Вскоре он стал зарабатывать частными уроками и созданием портретов. Его ранние работы были графическими — написанными сангиной или итальянским карандашом. Как только портретист в достаточной степени овладел техникой акварели, успех пришел к нему очень быстро. Заказчиков было множество — в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Порой они дожидались своей очереди в течение месяца.
Нежные и воздушные образы, создаваемые этим художником, приводили в восторг русское общество. Важным преимуществом акварельной живописи было то, что она не требовала долгого и утомительного позирования.
Славной традицией стало приглашение Петра Соколова на дворянские свадьбы. Один из заказчиков шутил, что без талантливой руки этого живописца брак будет недействительным, как без священника. В 1821 ему предложили написать портрет князя Александра Николаевича, будущего Александра II, в трехлетнем возрасте. Работа получилась удачной, и за ней последовали новые заказы от императорской семьи. После восстания декабристов художник написал портреты многих его участников и их жен. Некоторые из работ отправилась в Сибирь вместе со ссыльными.
Большую часть жизни Петр Соколов прожил в Санкт-Петербурге, но часто бывал в Москве и в 1846 году переехал туда окончательно. Зрение живописца с возрастом стало ухудшаться, но он продолжал выполнять многочисленные заказы. Однажды он поехал в имение Ольги Орловой-Давыдовой под Харьковом и попал в зону эпидемии холеры. Там художник умер 3 августа 1848 года.
Петр Соколов был женат на младшей сестре Карла Брюллова Юлии. В семье родилось четверо сыновей. Один из них умер ребенком, а трое — Петр, Павел и Александр — тоже стали известными художниками. Сохранившееся творческое наследие Петра Федоровича включает более 500 работ, которые сейчас выставляются в ведущих музеях России, включая Государственный Русский музей, Эрмитаж и Третьяковскую галерею.
Самые известные картины Петра Федоровича Соколова
Картины Петра Федоровича Соколова отличаются тонкой и легкой манерой письма. Портреты выглядят живыми и естественными, хотя в них нет излишней детализации, а цветовая гамма редко бывает яркой и многоцветной. Вот несколько знаменитых акварелей художника:
- «Портрет Сергея Григорьевича Волконского» (1817). Для этой работы знаменитый декабрист позировал еще до известных событий своей жизни — вступления в «Союз благоденствия», знакомства с Пушкиным, восстания на Сенатской площади и ссылки в Сибирь.
- «Портрет Елены Григорьевны Чертковой», урожденной баронессы Строгановой (1820-е). Долгое время считалось, что на этой акварели изображена Идалия Полетика — внебрачная дочь графа Строганова, организовавшая свидание Дантеса с женой Пушкина Натали. Современные исследователи считают, что это ее единокровная сестра Елена Григорьевна.
- «Портрет Василия Андреевича Жуковского» (1820-е). Поэт-романтик позировал Соколову неоднократно. Вариант из собрания Музея В. А. Тропинина считается самым ранним.
- «Портрет неизвестной в темно-красной шляпе» (1828). Выдвигалось предположение, что эта дама — супруга поэта Федора Тютчева, но сейчас оно опровергнуто. Возможно, портретируемая — баронесса Александра Николаевна де Мальвирад.
- «Портрет А. С. Пушкина» (1836). Вскоре после знакомства Александр Сергеевич заказал у Соколова сразу три портрета для подарков своим друзьям.