Его называют главным знатоком женщин, а его фильмы – художественным пособием по их изучению. Так писать о женщинах может только тот, у кого есть за плечами большой опыт отношений. И хотя сам он не скрывал того, что у него было немало увлечений, женат был всего один раз и с тех пор зарекся связывать себя брачными узами с другими женщинами…
Его биография могла бы стать еще одним сюжетом для фильма. Виктор Мережко родился в 1937 г., его детство пришлось на голодные военные и послевоенные годы. Семья, в которой было четверо детей, жила в такой бедности, что Виктору приходилось просить милостыню, играя на аккордеоне. После того, как семья переехала в Украину, он пытался поступить в институт в Киеве, но провалил экзамены, и какое-то время работал в селе дровосеком. В 1956 г. Виктор Мережко переехал к родственникам во Львов и поступил там в полиграфический институт. Окончив учебу, он попал по распределению в издательство «Молот» в Ростовской области.
Однажды во Львове Виктор увидел, как проходили съемки фильма «Овод», и еще с тех пор начал мечтать о кино. В Ростове он познакомился с сотрудниками любительской киностудии и начал писать сценарии. Новое дело так его увлекло, что он решил получить профессиональное образование в этой сфере и в 1964 г. поступил на режиссерский факультет ВГИКа. С 1967 г. по его сценариям начали снимать фильмы, а первый успех пришел к нему в 35 лет, когда по его сценарию был снят фильм «Здравствуй и прощай». С тех пор карьера сценариста и режиссера стремительно пошла вверх. В 1970-1980-х гг. Мережко был на пике популярности, по его сценариям снимали по несколько фильмов ежегодно. В конце 1980-х гг. он попробовал свои силы в качестве телеведущего в передаче «Кинопанорама», а позже вел программу «Мое кино». В новом столетии Виктор Мережко стал сценаристом сериалов «Крот», «Провинциалы», «Сонька Золотая Ручка» и др.
В своих сценариях он часто писал о женских судьбах и неоднократно признавался в любви к женщинам. «Женщину нельзя предсказать, – считает Виктор Мережко. – Мужчина – это такой компьютер старой модификации, его легко просчитать, им движет мозг. А женщина – это сердце. Оно без конца вибрирует, посылает сигналы и принимает их… Когда пишешь женский характер, ты как будто разгадываешь кроссворд!». Характеры своих героинь он нередко «подсматривал» в реальной жизни: так, главную героиню фильма «Здравствуй и прощай» он списал со своей матери, а образ, доставшийся Нонне Мордюковой в фильме «Родня», – со своей тещи.
Ему приписывали множество романов, и сам он не отрицал того, что всегда пользовался успехом у противоположного пола. Но женат Мережко был только один раз. Еще когда он жил в Ростове, однажды на местном Бродвее (так называли Большую Садовую, где по вечерам прогуливалась молодежь) увидел девушку, в которую влюбился с первого взгляда. На тот момент ему было 20 лет, а ей, как оказалось, – всего 15. Поначалу Тамара Захарова, которая слыла первой красавицей в округе, оставалась равнодушна к его ухаживаниям, но Виктор не отступал, и через несколько лет она согласилась выйти за него замуж.
Вместе с Тамарой они прожили почти 30 лет, у них родилось двое детей, но в середине 1990-х гг. их семью постигло большое горе – у жены Виктора Мережко диагностировали рак. Этот период стал самым страшным и тяжелым в его жизни. К сожалению, спасти ее не удалось, и в 1997 г. ее не стало. После этого сценарист дал себе обещание больше никогда не жениться и посвятил свою жизнь воспитанию детей. Им он заявил сразу же: «Ребята, мачехи у вас не будет. Ближе вас у меня никого нет, я никогда не приведу в дом чужую женщину».
Свое решение Виктор объяснял так: «Когда я стал вдовцом, пообещал Маше и Ване, что у них не будет мачехи. Я не говорю, что всю жизнь посвятил детям, это такая абсолютная животная потребность. Откуда она у меня, в кого я? Вроде мой дед Гончаров Ефим Петрович, кузнец по призванию, очень любил своих детей. Наверное, так же, как я. Не женился, потому что понимал: меня отнимут от детей, ведь вместо того, чтобы уделять внимание сыну и дочери, я буду уделять время своей женщине. Потому что любые серьезные отношения предполагают трату времени. А у меня его не так много. Я понимаю, это, наверное, жуткий прагматизм, который я сделал своим образом жизни».
Виктор Мережко признавался, что у него был единственный серьезный роман после ухода жены – в середине 2000-х гг. он на протяжении 3-х лет встречался с девушкой, которая была намного моложе него. Она не нашла общего языка с его детьми, к тому же оказалась очень ревнивой, жесткой и властной, и жить с ней вместе сценарист так и не решился. Об этих отношениях он говорил: «Роман вышел чудовищный по страсти, ревности и неверности с ее стороны. Но я сходил с ума от любви и ничего не мог с собой поделать. Несколько раз ловил ее на изменах, но сам не изменял, хотя очень люблю женщин». В результате спустя 3 года Мережко принял решение с ней расстаться и никогда об этом не жалел. Этот опыт убедил его в том, что пустить в свою жизнь женщину он не сможет, так как никто никогда не заменит матери его детям и не смирится с тем, что они для него – на первом месте.
Главное преимущество в том образе жизни, который он выбрал для себя после ухода жены, Виктор Мережко видит в возможности свободно распоряжаться собственным временем. Добровольное одиночество его не тяготит. Он признается, что ему до сих пор снится его жена. Сценарист не отрицает того, что у него были увлечения во время их совместной жизни, но у него никогда не возникало мысли о том, чтобы уйти из семьи. А Тамара никогда не показывала ревности и ни в чем его не упрекала.
О своей жене Мережко говорит с трепетом: «Меня всегда поражало, до какой степени моя Тамарочка наделена мудростью. Она понимала, что мне так удобно, необходимо. Милая и нежная, она снимала мою агрессивность. После ухода Тамарочки я стал покладистей, сейчас я крайне редко позволяю себе выплескивать эмоции. При ее жизни я делал это чаще, к моему искреннему сожалению». И такую женщину, как она, идеальную жену и идеальную мать, он так больше и не встретил.
Эта работа стала одной из вершин в творчестве Виктора Мережко и актеров, сыгравших главные роли: Какие отношения связывали Ефремова, Зайцеву и Гундареву за кадром фильма «Здравствуй и прощай».