Любовь — одна, настоящая, и на всю жизнь — разве не этого хотят все люди? И когда встречаешь такое чувство, никакие силы на свете не заставят от него отказаться. Граф Николай Шереметьев отказываться от своей настоящей любви к своей крепостной девушке не стал, да и не хотел. И это была настоящая история Золушки, которая встретила своего Принца, вышла за него замуж и жила счастливо — но, к сожалению, недолго.
Паша Ковалева
Прасковья Ковалева, дочь горбатого кузнеца, первого на деревне пьяницы, была взята в графский дом в восемь лет. Она чудесно пела, а у Шереметьевых доживала свой век княгиня Марфа Долгорукая, которая уважала хорошее пение.
Княгиня полюбила сообразительную глазастенькую девочку и занялась ее образованием. В 12 лет Прасковья прекрасно болтала на итальянском и французском, играла на клавесине и арфе, а ее манерам могла позавидовать любая благородная барышня. Одни завидовали Прасковье, другие ее жалели: сколько уже было таких историй, умирает благодетельница, а живую игрушку — на скотный двор, да замуж за крепостного мужика, а уж он из нее быстро барскую дурь выбьет…
Так бы, скорее всего, и было, но тут в родное имение из долгого путешествия по Европе вернулся молодой граф Николай Шереметьев. Как и Прасковья, он любил книги, любил музыку и вообще искусство; есть даже свидетельства о том, что в Европе он встречался с Моцартом и даже помогал ему в какой-то затруднительной ситуации. Граф решил реформировать домашний театр своего отца, где играли крепостные крестьяне, и вывести его на мировой уровень.
Он быстро понял, что Прасковья может стать настоящей звездой. Ее голос звенел в его душе серебряным колокольчиком — даже в Европе он такого не слышал. Прасковье дали звучный псевдоним — Жемчугова.
Женюсь только на ней!
Он сам не заметил, как без памяти полюбил юную актрису. Когда девочке было 16 лет, он написал в одном своем письме:
«Не женюсь ни на ком, кроме нее».
Это был настоящий бунт против общественной морали. В ХVIII веке жениться на крепостной, и кому — одному из самых завидных женихов России, богатому, знатному, образованному! И к тому же его театр в имении Кусково и правда стал греметь на весь мир.
Граф сам подбирал репертуар, лично курировал репетиции. Вся знать от императора до митрополита рвалась посмотреть эти спектакли. А Параша была в этом театре примой, несравненной, единственной. Граф называл ее Пташкой за ее прекрасный голос, но кроме прекрасного сопрано девушка обладала неподдельным талантом драматической актрисы. Самые тонкие ценители театра приходили в восторг от ее игры.
В Петербурге
Когда старый граф умер, Николай построил для своей любимой прекрасный дом в парке и они стали жить в нем вместе. Счастье, пусть и не одобряемое обществом — но оно у них было. Но вскоре граф получил титул обергофмаршала императорского двора, он вместе с Прасковьей переехал в столицу, и тихая жизнь закончилась. Изменилось все. В Кускове Прасковья была королевой и звездой, в Петербурге она была никем.
Кому-то было смешно, что такой завидный жених — 37 лет, богат, красив, умен — влюблен в свою служанку и верен ей, но в основном все бесились от этого. Особенно злились родственники графа — такой позор!
Шереметьев не замечал всех этих разговоров и презрительных взглядов. Ему было не до того. Прасковья тяжело перенесла переезд, она не могла жить в мокром петербургском климате, болела. Наследственный туберкулез обострился, девушка все время кашляла, и главное, она потеряла свой волшебный голос. Она уже не была крепостной, граф давно дал ей вольную, но — кем она была? Содержанкой? Прасковью это мучило, графа тоже. К счастью, Александру Первому очень нравился граф, и он сделал ему невероятный по тем временам подарок: разрешил жениться на Прасковье Жемчуговой.
Венчались они тайно, ночью, в присутствии нескольких свидетелей.
И потом граф особо не распространялся о том, что женат — Прасковью в обществе все равно не приняли бы, и он не хотел для нее такого испытания. Даже родственники ничего не знали. Племянники считали себя наследниками графа и мысленно примеривались к его богатству. Когда через два года после венчания у Шереметьевых родился сын и прямой наследник, скрывать правду стало уже нельзя. Анна Шереметьева писала в мемуарах:
«Отменный штукарь наш старший родственник»!
Сохраняет все
Больная Прасковья не перенесла родов, и на двадцатый день после рождения сына умерла. Граф пережил ее на шесть лет, и остаток жизни он провел так, как хотела его жена: помогал бедным, занимался воспитанием сына, создал благотворительный фонд, который выдавал приданное бедным невестам.
Император признал сына Прасковьи законным наследником Дмитрия. Мальчик получил все состояние, титул и герб с девизом: «Бог сохраняет всё».
Памятью же и признанием народным стало сохранение песни, авторство которой традиционно приписывают бывшей крепостной: «Вечор поздно из лесочку, я коров домой гнала…» В ней лирическая героиня описывает встречу с будущим мужем, который говорит ей, что не для того она рождена, чтобы в крестьянках ходить. И еще целое столетие не было русского уголка, где бы песня не была популярна и любима.