Моя хата с краю
На большинство неприятных вещей, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, люди вынужденны реагировать отстраненным молчанием. Но чаще всего терпимость, отчужденность и невмешательство связаны не с безразличием, а со страхом. В наше время люди настолько напуганы буквально всем вокруг, что страдание других вызывает не желание помочь, а опасение оказаться вовлеченным в нечто ужасное. Проще говоря, человек боится, что сам окажется на месте несчастного человека, попавшего в беду.
Далекие проблемы незнакомых людей
Исходя из этого страха, разные люди испытывают разные эмоции, глядя на истории несчастных людей - и не важно, документальный это фильм или художественный. Одни чувствуют подсознательное удовлетворение от того, что страдают не они, а кто-то другой, незнакомый и далекий. Другие запускают процесс визуализации возможных проблем и заранее пытаются их решить, размышляя, как бы они поступили на месте несчастного человека.
И в том и в другом случае срабатывает позиция эгоизма, и это логично - инстинкт самосохранения заставляет каждого думать только о себе в случае опасности. Но есть еще третья позиция, с точки зрения которой смотрит минимум людей, и вот они-то как раз и приходят на помощь в сложной ситуации. Не стоит думать, что эти бытовые супергерои являются такими благородными и самоотверженными просто так - вовсе нет. И здесь работает эгоизм, только другого уровня - более социальный и не такой примитивный. Человек не просто представляет себя на месте несчастного, но реально понимает, что может однажды его занять. И так же, как бездействует он в настоящее время, будут бездействовать все вокруг. Поверьте, это очень трудно проигнорировать, а потому страх и гнев становятся реальным толчком к действию.
Перформативная этика
Но это касается реальной жизни или хотя бы социальных роликов с реальными людьми. А что насчет художественных фильмов? Увы, здесь даже попытка сделать вклад в будущую помощь самому себе может провалиться, а действие заменится мыслью о действии. Это именно те случаи, о которых можно сказать: "Благими намерениями вымощена дорога в ад, благими поступками вымощена дорога в рай".
Когда мы смотрим фильмы, мы неизбежно погружаемся в свое собственное представление о происходящем и принимаем на себя роль наблюдателя. Мы ничего не можем, кроме как мысленно быть с героем, поддерживая его разве что выкриками или восклицаниями - разумеется, бесполезными и не влияющими на конечный сюжет.
Психологи объясняют это тем, что большинство людей даже не хотят быть хорошими и этически последовательными, но обязательно хотят выглядеть такими. Именно поэтому они очень любят смотреть душераздирающие ролики в Интернете, а затем комментировать их с возмущением, призывами и планами к действию, полными самоотдачи. Но на этой публичной демонстрации себя как добросовестных, этичных и здоровых людей все и заканчивается.
Борьбу с миром нужно начинать с себя
Наблюдение "зла" на экране может заставить человека противостоять своим противоречивым убеждениям, разрывая подсознательно слабые места и обнажая лицемерие, которое скрыто глубоко внутри. И когда это происходит, он может начать бороться с внутренней апатией и общечеловеческой склонностью к дегуманизации. Это лучшее время, чтобы использовать печаль или негодование для действия: пожертвовать благотворительным организациям, борющимся с несправедливостью в мире, или самим принять участие в их деятельности. Только притупляя собственное лицемерие, можно остановить порочный круг этического саморазрушения.