Историки нашли несколько десятков необычных в оформлении манускриптов Средневековья, где на полях размещались картинки, никак не относящиеся к смыслу текста. Во Франции этих примеров больше всего, а рисунки за пределами основного содержания назывались маргиналиями. Было у них и другое, куда более приметное название – «дролери», что переводится с французского языка как «чудачество». Они отличались высокой детализацией и насыщенностью оттенков при относительно небольшом размере.
Но самыми поразительными среди средневековых маргиналий были те, которые изображали битвы рыцарей с «чудовищами» в виде огромных единорогов или улиток. И если логичность появления первых в виде страшного врага ещё можно как-то объяснить, то над загадкой демонизации улиток историки бьются не одно десятилетие. Первые такие сцены сражения появились в книгах приблизительно в конце XIII века.
Интересный факт: подобные иллюстрации могли украшать не только манускрипты. Известно также изображение батальной сцены рыцаря с топором и улитки с головой собаки, которое размещено на фасаде лионского собора Сан-Жан.
Изображение улиток на таких картинках были различны. Например, им частенько пририсовывали голову собаки, кошки или оленя. Размером они нередко могли превышать габариты рыцарей, который с ними дерутся, а иногда наоборот – изображались довольно маленькими. Иногда на маргиналиях противниками улиток оказывались и женщины, и даже другие животные – драконы, собаки, обезьяны и даже зайцы.
Однако самой большой загадкой таких изображений, конечно, является выбор противника для доблестного рыцаря. Исследователи выдвинули массу версий, которые пытаются объяснить, почему безобидный на первый взгляд моллюск в раковине представлялся столь страшным чудищем. Ведь на ряде маргиналий и картин с подобным сюжетом рыцарь и вовсе представал побеждённым «ужасным монстром» и просящим у огромной улитки пощады.
Одной из самых распространённых гипотез относительно такого позиционирования улиток является предположение о мистическом ореоле, которым в Средние века наделяли этих существ. Если первоначально улитка ассоциировалась с предусмотрительностью и предосторожностью, то позднее она приобрела символизм трусости. Боязливая улитка в то время даже становилась персонажем литературных произведений, например, «Романа о Лисе». Поэтому исследователи предполагают, что изображение улитки как страшного чудища было своеобразной аллегорией на доспехи самих рыцарей, которые, заковав себя с ног до головы в броню, без неё к противнику на поле боя не выходили. Таким образом, иллюстрация битв рыцаря и гигантской улитки было выражением насмешливого отношения к трусости средневековых воинов в латах.
Другое необычное предположение говорит о том, что в виде улиток на некоторых подобных изображениях могли появляться представители народа лангобардов, или лобмардцев, которые на всё европейское сообщество славились своей трусостью. На тот момент история уже знала несколько примеров, когда лангобардские вояки попросту сбегали с поля боя, например, во время битвы с армией Карла Великого.
К тому же, в основном этот народ на просторах Франции промышлял ростовщичеством, которое считалось весьма позорным занятием. А при любом проявление опасности лангобардцы прятались по домам, как те улитки в раковинах. Ярким примером высмеивания трусости этих людей была популярная средневековая поэма с говорящим названием «О ломбардце и улитке», которая могла стать одним из источников появления маргиналий с сюжетом битвы рыцаря и улитки.
Менее популярной версией о появлении улитки на изображениях как заклятого врага была их дурная слава в народе как знатных вредителей сельскому хозяйству. В Средние века даже нередко проводились суды над улитками, а также гусеницами, жуками и крысами. Впрочем, это предположение не способно объяснить, почему с гигантскими улитками на изображениях дерутся именно рыцари, а не крестьяне, потому многими исследователями оно считается маловероятным.
Ещё одним вариантом, почему рисунки на полях имели именно такой вид, было утверждение, что улитки ассоциировались с представителями аристократического сословия. Множеству людей они представлялись такими моллюсками, которые только и делают всю жизнь, что медленно ползут по карьерной лестнице, выслуживаясь для этого перед вышестоящими. Поэтому считается, что с помощью таких изображений высмеивался уклад жизни аристократов.
Борьбу с улиткой на маргиналиях также сравнивают с бесконечной борьбой рыцарей с грехом похоти. Ведь благодаря тому, что моллюск имеет как мужские, так и женские половые органы, его ещё в античные времена олицетворяли именно с физическим вожделением. Довольно близка к вышеупомянутой также версия, что улитка на иллюстрациях могла олицетворять мужа-рогоносца. Есть и более философский подход к объяснению изображения их чудищами – они ассоциировались с неизбежно текущим временем, с которым пытались бороться рыцари.
Нашлось место в длинном ряду обоснований феномена «улиточных» маргиналий и чисто практическому. Так, известно, что в Средневековье книга была настоящим сокровищем, и берегли её как зеницу ока. А вот улитки были известными вредителями манускриптов. Потому-то суеверные в своём большинстве люди той эпохи могли изображать на полях страниц сцены битв с ними в качестве своеобразного оберега для книги.