Но самое интересное, что Эрмитаж к эвакуации был готов еще до того момента, как Германия напала на Россию, а о блокаде Ленинграда никто даже и не думал. Работники Эрмитажа еще в 1939 г. заранее подготовили ряд коробок и валов для размещения полотен, ящики, чтобы поместить туда мебель и скульптуры.
На должности директора Эрмитажа в те годы работал Иосиф Орбели, который и являлся руководителям подготовительного процесса, а затем и эвакуации музейных экспонатов. Он принимал участие в эвакуации этих же экспонатов и в 1917 г., когда их перевозили в Москву. Именно поэтому он был в курсе всех тонкостей эвакуационного процесса и того, как экспонаты вернуть обратно, когда для этого придет время.
На подготовительном этапе картины снимались со своих мест и аккуратно упаковывались в специальную тару, в ящики. Достаточно большие по размеру полотна вытаскивались из подрамников и наматывались по несколько штук на один вал.
Естественно, все сотрудники и руководящее звено свято верили, что война скоро закончится, Советский Союз победит и все вернется на круги своя, в том числе и экспонаты.
Именно по этой причине на стенах, на прежних местах и оставляли пустые рамы. Фотографии делать необходимости не было, да и фотоаппараты тогда были разве что у корреспондентов, и то военных.
Не нужно было и делать зарисовки, чтобы потом размещать снова картины. А так, после того, как картины снова окажутся в Ленинграде, их оставалось просто поместить в свои же рамы.