До нас дошли десятки письменных источников с подобными свидетельствами о скверном характере Меризи. Пожалуй, ни один другой живописец XVII в. не может похвастаться настолько дурной репутацией. Однако, несмотря на взбалмошный темперамент, доставляющий окружающим уйму неудобств, у Караваджо никогда не было недостатка в поклонниках и покровителях. Так кем же были эти люди, готовые обеспечивать заказами, заступаться перед законом и предоставлять кров скандальному гению?
1. Пандольфо Пуччи
Как известно, настоящая карьера Караваджо началась с приезда в Вечный город. Но до того, как художник достиг пика славы, ему пришлось выполнять второстепенные заказы, работать в мастерских более признанных художников и постоянно менять адрес проживания. Бесконечные перемены были обусловлены желанием Меризи попасть к более высокопоставленному хозяину и улучшить профессиональный статус. Первым человеком, заметившим молодого художника, был Пандольфо Пуччи, бенефициарий храма св. Петр и мажордом сестры папы Сикста V. Но вместо возможности получать заказы от папского двора, Караваджо, по словам Манчини, был вынужден «выполнять поручения, явно ему не подходившие, и, что было хуже всего, довольствовался по вечерам одним салатом, заменявшим и первое, и второе, и третье». Унизительное обращение и выполнение копий с чужих работ никак не могли удовлетворить высокие амбиции художника, поэтому он был вынужден покинуть кров «монсеньора салата» и отправиться навстречу неизвестности.
2. Джузеппе Чезари, по прозвищу кавалер д’Арпино (1568–1640)
Доподлинно не известно, каким образом Караваджо попал в мастерскую прославленного Кавалера д’Арпино, ведь это было мечтой любого начинающего художника той эпохи. Джузеппе Чезари – сверстник Караваджо. Но пока наш герой служит мальчиком на побегушках у Петерциано в Милане, д’Арпино уже в 14-и летнем возрасте получает заказ на роспись фасада одного из римских палаццо, в далее оформляет лоджии Ватикана и становится членом Академии св. Луки.
Караваджо проработал в мастерской Чезари около восьми месяцев и, вероятно, именно в этот период создал свои первые шедевры. Однако, по словам Беллори, там Меризи снова приходится «рисовать цветы и плоды … тот неохотно подчиняется, страдает оттого, что ему не доверяют писать фигуры, а потому, познакомившись волей случая с Просперино делле Гроттеске, покидает мастерскую Джузеппе, чтобы вступить с ним в своего рода состязание – кто в итоге достигнет вершины славы».
3. Просперо Орси (1560–1633)
Вышеупомянутый Просперино делле Гроттеске или Просперо Орси – молодой коллега и друг Караваджо. Кроме художественной практики, он занимается продажей живописи и имеет связи в высших кругах. Просперо знакомит Меризи с нужными людьми, зачастую выступая в качестве агента. Именно благодаря Орси художник подружился с успешным купцом Костантино Спада и впоследствии встретил одного из своих самых влиятельных патронов - кардинала Франческо Мария дель Монте.
4. Костантино Спада
Костантино Спада становится близким другом Караваджо и принимает активное участие в продвижении его творчества. Владея лавкой при церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, он выставляет и продает работы Меризи. Благодаря Спада художник получает свои первые крупные заказы — «Кающаяся Мария Магдалина» и «Отдых на пути в Египет». Соприкоснувшись с миром масштабных проектов и солидных гонораров, Меризи наконец-то получает достойную возможность проявить себя и навсегда порывает с работой на других художников.
5. Франческо Мария дель Монте (1549–1627)
Взаимоотношения Франческо дель Монте и Караваджо нельзя расценивать просто как профессиональные отношения заказчика и исполнителя. Тяга к экспериментам и новаторству – вот что стало почвой для многолетней дружбы и сотрудничества двух незаурядных людей. Франческо – потомственный кардинал, политик, но вместе с тем рафинированный интеллигент, тонкий ценитель искусств, коллекционер живописи и меценат, покровитель не только художников, но и передовых ученых, к примеру, Галилео Галилея. Дель Монте служит при дворе кардинала Фердинандо де Медичи и живет в резиденциях знаменитого семейства. Он регулярно устраивает приемы, концерты и представления королевского масштаба, приглашая высший свет общества. Именно по рекомендации дель Монте молодой художник с сомнительной репутацией впервые получает государственный заказ, изначально предназначавшийся для Джироламо Муциано и кавалера д’Арпино – серию картин о мученичестве св. Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
6. Винченцо Джустиниани (1564–1637)
Примерно в это же время Меризи да Караваджо зн акомится со сказочно богатым маркизом и банкиром, автором трактатов «Беседы о живописи» и «Беседы о музыке» Винченцо Джустиниани. В последствии он, на ряду с Франческо дель Монте, станет главным поклонником и собирателем картин художника. В палаццо Джустиниани, неподалеку от церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, маркиз собрал легендарную коллекцию более чем из 300 картин, 15 из которых принадлежат кисти Караваджо. Чтобы полюбоваться шедеврами, в галерею Винченцо стекался весь художественный Рим.
7. Шипионе Боргезе, кардинал (1577–1633)
Большим почитателем гения Микеланджело Меризи был любимый племянник папы Павла V, кардинал и архиепископ Болоньи и Имолы, библиотекарь святой Римской Церкви – Шипионе Боргезе. Он был пылким ценителем и коллекционером произведений не только современных ему, но и античных мастеров. Благодаря своему статусу и родству с Папой, он имел возможность конфисковывать и скупать за бесценок шедевры живописи, в том числе, предназначенные для соборов работы Рафаэля и Караваджо.
Удивительно, но небывалый успех в среде римской знати не принес Караваджо покоя и мирной жизни в достатке. Однажды, взбалмошный художник попал в переделку, из которой не смог выйти сухим из воды – в потасовке с его участием погиб Рануччо Томассони, глава района Кампо Марцио. Признанный повинным в смерти и приговоренный к смерти Меризи был вынужден в срочном порядке покинуть Рим, скрываясь от папских агентов. Художник направился на юг Италии, где покровительство ему обеспечила Костанца Сфорца Колонна.
8. Костанца Сфорца Колонна
Семейство маркизы покровительствовало родной деревне нашего героя – Караваджо. Его тётя служила кормилицей в семье Констанцы, которая заметила талантливого ребенка и на протяжении всей его жизни выступала в роли феи-крестной. Вероятно, с ее помощью был подготовлен и осуществлен побег Меризи в Неаполь, а его картины оказались во всех главных художественных салонах города. Беглец укрылся в родовом имении клана Колонна в Пальяно, и нашел в лице родственника Констанцы, Луиджи Карафа Колонна еще одного надежного покровителя и благосклонного заказчика.
Ни один художник Неаполя не имел возможности конкурировать с находившимся на пике славы Караваджо. Он продолжил получать хорошие заказы от высших сановников Южной Италии и не собирался предпринимать никаких попыток для того, чтобы скрыться от закона. Ведь никто не посмел бы тронуть человека, пользующегося таким авторитетом. Однако это не принесло мятежному гению должного удовлетворения. Мысль о возвращении в Вечный город затмевала все имеющиеся блага. Помочь вернуть расположение папы Павла V мог магистр Мальтийского ордена — Алоф де Виньякур, поэтому следующей точкой в географии перемещений Меризи стала Мальта.
9. Алоф де Виньякур (1547–1622)
Во время своего правления Виньякур разврнул на Мальте широкое строительство. Многочисленные форты, акведук Валлеты и, конечно же, дворец Великого магистра – для постройки всех этих сооружений Алоф привлекал лучших мастеров Италии. Прослышав о том, что Караваджо перебрался на остров, магистр заказал у него парадный портрет в латах. От результата Виньякур был в восторге, щедро вознаградил маэстро и возвел его в статус кавалера Мальтийского ордена. Однако это звание подразумевало, что художник должен был отказаться от разгульной жизни, пьянства, утех с женщинами легкого поведения и азартных игр. Очевидно, это оказалось Меризи не по духу. Практически сразу после посвящения, Караваджо был уличен в драке с другими рыцарями, посажен в тюрьму и с позором исключен из ордена.
10. Марио Миннити (1577–1640)
Но и в этот раз жестокого наказания удалось избежать благодаря влиятельным заступникам семейства Сфорца. Уже через месяц преступник бежит из-под стражи при помощи сына Констанцы Колонны Фабрицио и уже через несколько дней попадает морским путем на остров Сицилия, в Сиракузы, где обитает его старый друг Марио Миннити. Тот самый юноша, позировавший для ранних полотен Караваджо, таких как «Вакх», «Лютнист» или «Гадалка». Благодаря связям Миннити, который состоялся на Сицилии как художник с собственной мастерской, Караваджо тут же получает заказ на алтарный образ для главного собора города – церкви Святой Лучии, покровительницы Сиракуз.
К этому времени до Меризи доходят слухи о том, что папа готовит помилование, и художник тут же отправляется в любимый город. Но по дороге Караваджо настигла участь, с которой не мог помочь ни один из самых влиятельных заступников. В октябре 1609 года в газетах появляется весть о том, что художник по имени Меризи да Караваджо убит в Неаполе.
Судьба Караваджо драматична, но было бы неверно считать художника изгоем. Напротив, фортуна благоволила Меризи, постоянно сталкивая его с людьми, готовыми бесконечно поддерживать и помогать творцу, чей уникальный гений повлиял на развитие всего последующего европейского искусства.